Я ― Артем Степанов, генеральный директор, совладелец издательства «МИФ». Мне 35 лет, живу в Москве. Есть семья, двое детей, которые меня воспитывают :). В бизнесе я 14 лет, с самого основания издательства (в этом году «МИФу» исполнилось 14). Совладельцем стал в 2008 году, уже больше 10 лет выступаю и в этой роли.
От точки невозврата
В 2014 году, когда Михаил Иванов решил уйти из бизнеса (до переезда в Америку он занимал пост генерального директора ― прим.ред.), я стал генеральным директором издательства. Это был год серьезных изменений внутри компании, нужно было ее стабилизировать, исправить накопившиеся перекосы. В тот год мы, грубо говоря, занимались тушением пожаров. Потушили.
И как раз осенью 2014-го я попал на «Рефорум» (People Management ReForum ― «Winning The Hearts”― прим.ред.), на нем впервые увидел Филиппа Гузенюка. Вообще тот «Рефорум» стал для меня поворотным. И дело не только в Филиппе. Это была та точка, когда совершился во мне какой-то важный внутренний переход. Именно тогда было принято решение, что дальше в компании все будет иначе. Еще не понятно как, но точно по-новому. И я начал искать, через что компании развиваться дальше (очевидно, что на старых дрожжах ехать бесконечно не получится).
Вопрос «где наше развитие?» привел меня в личный коучинг. Я тогда как раз познакомился с Филиппом Гузенюком лично. И вместе с ним начал работать над своими целями. Тогда же, в 2015-м, пришла жажда новой информации. Начался такой этап, когда я уже не просто читал книги, а начал ездить на семинары, общаться, смотреть, что вообще происходит в мире, куда ветер дует. Насыщался новыми знаниями, напитывался всем этим… И к концу 2015 года стало понятно, что я напитываюсь-напитываюсь, а партнер, с которым мы в тандеме управляли компанией, получается «не в теме» того, куда меня несет. Возникла необходимость «сшивки», синхронизации. На нее потребовалось около месяца. Тоже помогал Филипп. И все случилось: ушло недопонимание, стали работать на одной волне.
По ступенькам вверх
А дальше новый вопрос… Сидим мы такие в 2015 году и не понимаем, как нам расти в 2016-ом. Из этого возник вопрос у Филиппа: «Вы вдвоем что ли думаете? А команда? У вас ведь есть люди…».
На тот момент мы мало что умели в работе с командой. Никогда не проводили стратсессий, ничего такого. С Филиппом провели первую и понеслась… Фактически 2016 год был про стратегические сессии и про создание управленческой команды, которую мы назвали Dreamteam (из 12 человек). Но по большому счету, если смотреть из сегодняшнего дня, то 2016-ый был годом, когда старая компания, которую основали Манн, Иванов и Фербер, заново переосмыслила себя и поняла, что ни Манна, ни Иванова, ни Фербера внутри компании давно уже нет. При этом есть мы… И тогда возникли вопросы: Кто эти «мы»? Что нас отличает? Благодаря проведенной работе, появилась новая самоидентификация издательства. «МИФ» остался «МИФом», просто раньше это были три фамилии, а сейчас «много имен и фамилий». И это фактически дало новое рождение компании.
Вообще в 2016 году у нас все получалось, мы тогда как раз открыли свой интернет-магазин, плюс к нам по счастливой, скажем так, случайности, прилетел огромный заказ от крупной корпорации… Мы сделали первый миллиард! Год заканчивался очень позитивно! При этом мы четко видели, как влияют на результаты те процессы, которые мы запустили ― общение, команда, образование. Я понимал, что в том, что делает Институт Коучинга много ценного. Поэтому, когда появилась новость про то, что планируется годовая комплексная программа (программа «Лидер-Стратег» ― прим.ред.), у меня просто на уровне ощущений было понимание, что это точно то, что нужно. Без вариантов. И чувствовал, что надо идти туда вместе с моим партнером по бизнесу.
По ухабам трансформации
Я входил в программу в совершенно стабильном состоянии. Не было никакого кризиса, ничего такого. Было понимание: есть вектор, который точно стоящий, по нему пойдем дальше. Основная цель, которую я тогда себе ставил, была не совсем про бизнес.
Я хотел, чтобы наши отношения с партнером вышли на другой уровень. Мне было важно, чтобы они стали более крепкими.
Начиналось все отлично: мы развиваемся ― это прикольно, это клёво. У моего партнера по бизнесу был другой взгляд, и он-то как раз понимал, что бывает сильно по-разному, и, возможно, поэтому он сомневался на старте. А у меня все было стабильно и хорошо. И потом это «хорошо» посыпалось по полной программе… Всё начало дестабилизироваться и разрушаться. Не вся жизнь, конечно. Но было много в 2017 году тяжелого. Мы еле-еле выполнили годовой план, и то в самом конце года. Очень жесткий был режим, пахали с утра до ночи просто, чтобы сделать то, что было необходимо.
И это был резкий контраст с 2016 годом, где «все люди ― братья, все хорошо, денег много». А тут бац! И херачим, херачим, херачим вообще нон-стопом. Даже Нового года (корпоратива) впервые за много лет не было ― не было денег в бюджете на него. Такой жесткий был год. И то, что накопилось позитивного за предыдущий период ― отношения, атмосфера, приятности всякие…. За 2017-й это почти полностью выветрилось.
Да, мы все так же делали классные вещи. Но мы все замучились. И параллельно всему этому шла программа. Она была очень крутая. И она действительно кардинально на меня повлияла. Но по концу года я был выжат, как лимон. Со мной такого не было никогда. Поэтому, для меня это был «веселый» такой период.
В личной, семейной жизни, наоборот, проявились какие-то позитивные вещи. Я здоровьем, спортом начал заниматься. Мы начали как раз в конце 2017 года практику совместных путешествий с женой. При этом ритм был бешеный. Поездки… Дела… Все в угаре. Сложнее всего было именно на работе. Было видно, что можем не справиться.
Темная ночь души
В 2017-м мне казалось, что совсем тяжко… Но все познается в сравнении. В 2018 году пришла настоящая депрессия. В начале года вроде бы выдохнули: справились, удержались. Я еще больше начал здоровьем заниматься, поднялся на Эльбрус. И казалось, что назревает что-то хорошее… А потом во второй половине года компанию снова заколбасило. Ушло 5 ключевых людей. Обвалился очень серьезный контракт… К нам пришла налоговая проверка. И все это происходило одновременно. Мы не выполнили бюджет впервые за 5 лет.
С семьей тогда как раз переехали в новую квартиру. Она была красивая, классная, но она не была готова к проживанию с двумя детьми. Кухни не было месяц. В общем, практически в полевых условиях. При этом Маша (жена) пошла учиться, и 4 дня в неделю вечером ее не было дома. Дети на мне. Когда это все вместе свалилось, я вообще был в прострации. Но этот период, я сейчас это вижу, был очень полезным. Случилась переоценка…
Переоценка
Первое. То, что раньше всегда получалось, теперь не получилось. Не получился результат. Пообещали и его нет. У меня никогда такого в жизни не было на таком уровне. И я реально увидел, что на самом деле жизнь на этом не заканчивается. Окей, премии и дивидендов нет. Не вышло. Но что в жизни по-настоящему важно?
Так получилось, что в 2018 году у нас умерла главный бухгалтер от рака, у друзей мама умерла от рака, у брата жена заболела раком… И когда я после работы с детьми сидел, я смотрел на это, как на более важное дело, чем на то, что там рушилось или не складывалось по работе. Фиг с ним, переживем.
Второе. Когда это всё происходило, когда реально было очень плохо, я начал понимать, как оно вообще бывает. И тогда начал по-другому к людям относиться. И сюда же. Когда люди из команды уходили, они говорили вещи, которые мне показывали, что я, например, вообще не ценил отношения, не вкладывался в них ― есть люди и есть люди. Работаем ― работаем. Это было очень болезненно увидеть и в обратной связи получить. Но так и было. И, когда я на это посмотрел, переварил, начал в эту сторону работать, то увидел разницу.
В целом проживание этого сложного этапа дало мне совершенно новый опыт. Раньше было ощущение, что бывает только хорошо и будет только хорошо. Но на самом деле бывает не только хорошо, бывает по-разному. И понимание этого дает больше зрелости. Помогает обрести более взвешенный взгляд на какие-то вещи. На контрасте с тем, когда рядом умирают люди, уже иначе относишься к тому, что что-то не получается: «Как-то оно всё не так важно, на самом деле».
Поддержка
Первое, что мне помогало, ― это дети, семья. Дома всё хорошо. Плиты нет, но это не так важно. Зато есть жена, дети, родители.
Второе. Как бы тебе плохо ни было, жизнь идет и требует от тебя каждый день действий. Я иногда прямо сам себе говорил: «Да, мне плохо. Но что я делать-то буду?». И начинал это всё раскладывать на какие-то простые вещи. Становилось легче.
И третье ― это помощь людей. На работе и не только на работе. Я понял для себя, что когда настолько эмоционально тяжело, то автоматически хочется забиться под одеяло. А на самом деле, когда начинаешь с людьми общаться и разговаривать, или приходить куда-то, где что-то происходит, это как раз поддерживает. Вдруг начинаешь замечать, что жизнь идет, жизнь продолжается… И помимо тех вещей, в которых буксуешь, есть вещи, которые классно получаются! Приходишь, смотришь, думаешь: «Как же круто!»
Меня поддерживали близкие, мой партнер по бизнесу, Ира Смирнова ― мой коуч, ребята из программы «Лидер-Стратег». Я искренне благодарен им за это.
Фокус в работе с собой
Сейчас вспоминаю это все, и приходит метафора. Для меня 2017 год в программе «Лидер-Стратег» был таким: заходим в «холодную воду», потом заходим в «горячую», потом еще что-то, потом по «иголкам ходим»… Все эти процессы сами по себе классные, но не дают тебе понимания, над чем работать. Вот ты походил и «в холодной», и «в горячей», «на иголках», «по стеклу». Всё выдержал, всё нормально. А дальше что делать? Вот этого понимания по итогу программы у меня не было. И это не проблема программы, просто у меня не было такого внутреннего запроса. Я видел людей, которые понимали: «Я работаю над этим». Я же говорил: «Честно делаю. Что будет, то будет». А вот уже в 2018 году, точнее даже в конце года, у меня появилось четкое понимание, над чем в себе я работаю. И ключевой фокус, который выкристаллизовался, ― отношения с людьми.
Подарки силы
Мое «путешествие», конечно, не ограничивается только участием в программе или в каких-то мероприятиях Института Коучинга. Мы идем вместе часть пути, иногда достаточно долго. Но история начинается иногда сильно «до» и явно не заканчивается выпускным сертификатом. Это большой переход. Путь. Метафора, которая мне приходит, когда я думаю про свой переход, для меня звучит так: от мальчика к мужчине.
И конечно, здесь, на этом пути есть подарки. Сейчас попробую их сформулировать.
В конце 2018 года мы ездили на Кипр, у нас был дополнительный модуль «Лидера-Стратега», встреча группы через год. Мы рисовали реку жизни. Какая картинка у каждого сейчас и картинку на следующий год. У меня была очень абстрактная река сначала, а потом очень реалистичная: рыбки, деревья, цвета разные ― настоящий пейзаж.
И это правда. В 2016-2018 мне многих вещей не было видно вообще. Сейчас смотрю, и понимаю, что тогда я жил в каком-то своем мире, в мире каких-то идей, концепций. И мне там было интересно, важно было что-то делать, добиваться результатов.
Сейчас у меня, после того как появился фокус на отношения, стало больше отношений, как бы банально это ни звучало. Теперь когда я общаюсь с человеком, то понимаю, что для него важно, кто он, куда он идет… И это всё начинает расцвечиваться разными красками.
Я думал сначала о том, что так много людей, так сложно со всеми отношения поддерживать. На самом деле, оказалось, не так это сложно, если просто иметь намерение. Например, раньше я родителям звонил раз в неделю. Сейчас я звоню чуть ли не каждый день: просто поговорил 3 минуты и понимаю, что у них происходит, как у них дела. Я в теме. То же самое на работе. Или в этом году, когда начало года было поспокойнее, я много с кем встречался из одноклассников, однокурсников. Мы не регулярно общаемся, но хотелось понять, кто, где, как.
Полнота
Наверное, если посмотреть, что помимо отношений изменилось, то я вижу, что жизнь стала какой-то более многогранной что ли. Уже в более спокойном режиме сочетаются и работа, и дом, личные увлечения, здоровье. Все не перечислю, но суть в том, что всё это в принципе начало сочетаться. Причем без каких-либо сверхусилий. Похоже на кабель, который состоит из разноцветных проволок, которые скручены в одну. Много всего, и это все как-то переплетается.
Жизнь стала какой-то более многогранной что ли. Уже в более спокойном режиме сочетаются и работа, и дом, личные увлечения, здоровье.
Раньше такого не было. Было меньше «ингредиентов», и как-то всё через силу. Если нужно было что-то добавить, то для этого нужно было прямо выпрыгнуть из штанов. А сейчас это все как бы нарезается на слои. Они могут быть тонкими, но они есть. Есть полчаса ― книжку почитал. Здесь позвонил кому-то, поговорил. Здесь еще что-то. Всё стало сочетаться более гармонично. Вроде бы и больше всего стало. И в то же время стало спокойнее. Как будто полноты жизни прибавилось.
Устойчивость
Приросла ли моя сила? Однозначно, да. В чем? Во-первых, в настоящем глубоком понимании себя.
Теперь я знаю, какие у меня есть особенности, что мне присуще. Так, вдруг обнаружилось, что самоограничение и дисциплина во многих аспектах ― для меня добро. Раньше я, например, этого не знал, шел за какими-то интуитивными: «О, это прикольно, интересно. Буду этим заниматься». Ну а если мне неинтересно ― не буду. Сейчас гораздо чаще внутренний диалог звучит так: мне это не интересно, и это как раз то, что мне нужно сделать. Баланс получился.
Что еще? Есть история про заземленность. Когда ты уже пережил какие-то сложности, тебе проще смотреть на вещи. Люди, которые пережили несколько финансовых кризисов, часто говорят: «Три пережили, еще переживем». Всякое бывает. Уже нет такого, как первый раз, когда не сдал экзамен — всё, трагедия на всю жизнь. Теперь: «Ну, пересдам».
Уходит страх: «А вдруг там что-то будет?». Что-то точно будет (улыбаясь). Более взрослый подход. И моя ответственность в том, что я с этим буду делать. Потому что есть вещи, на которые я не могу влиять, но есть вещи, на которые влиять могу. И это, соответственно, история про влияние. И про то, что в первую очередь надо влиять на себя самого. Теперь я умею это делать. Даже если мне плохо, понимаю, что не лягу под подушку, а буду потихоньку это разматывать.
Появился внутренний опыт, знание, что могу преодолевать себя. И я смогу сделать что-то, что мне сейчас не свойственно. Тот же самый Эльбрус ― это было про познание своих границ. Никогда нормально спортом не занимался. Побегал 2 месяца каждый день ― и опа! Прикольно, оказывается, и так могу.
При этом мне одна цитата очень помогла, о том, что наша задача в жизни не столько в том, чтобы познать свой характер, а столько в том, чтобы преодолеть свой характер. И получается, что важно знать, какой я. И, во-вторых, стремиться стать лучше, чем я есть.
И это все для меня про то, что есть разные положения, состояния, но есть базовая устойчивость по отношению к тому, что происходит в жизни.
Включенность
Раньше было больше бега, метаний, суеты. А сейчас есть и плотность событий, с одной стороны. А с другой ― больше включенности. Все как будто стало более живым. Я на многие вещи стал обращать больше внимания. Появилась внимательность к жизни, больше присутствия в моменте. Например, у меня сегодня очень много встреч. Непростые переговоры. Но прямо сейчас меня это не волнует. Я смотрю на улицу, мне нравится, как там солнышко светит, мне нравится, как мы с тобой говорим. Теперь я это замечаю. Можно назвать это такими штампами ― осознанность, внимательность. Стало чуть меньше концепций в голове и чуть больше присутствия в теле. Для меня это про более целостное проживание и более полную включенность.
Куда дальше?
По итогам прошлого года с появлением фокуса на отношения меня отпустила история, что нужно срочно что-то в себе развивать. Не нужно это. Есть понятная тема, которая идет, как и сама жизнь. И я просто обращаю внимание на то, как это проявляется. В моменте прорабатываю. Плюс продолжаю работать с Ирой Смирновой в коучинге. В более расслабленном ритме, но, тем не менее.
В целом основной вектор у меня сейчас в семью, в дом, в отношения с близкими. А на работе фокус не в том, чтобы больше сделать, а в том, чтобы лучше понять другого, обрасти отношениями в компании.
Я хожу в этом году на психологические практикумы. Наверное, такая классическая «зеленая» (в рамках спиральной динамики ― прим.ред.) история. Мне она сейчас нравится. И она не отменяет кучи всего, что происходит на работе — повседневных дел, книг, семинаров. Я по-прежнему читаю, куда-то хожу, пробую… Просто живу уже «из нового себя».