Стратегия в холдинге: от решений к действиям

Собственники холдинга с миллиардным оборотом обратились с запросом на проведение стратсессии, по результатам которой каждый дивизион создал бы свою стратегию развития на год с оглядкой на общее вИдение развития компании.

Работа, которую мы провели с владельцами и командами, помогла не только сформировать стратегию для каждого дивизиона, но и вскрыла внутренние наболевшие вопросы, влияющие на реализацию целей и задач бизнес-единиц.

Мы сочли кейс показательным, поэтому на его примере расскажем, какие аспекты влияют на успешное стратегирование в холдинговых структурах, помогут оценить перспективы развития холдинга, а также будут способствовать разработке концепции развития холдинга.

Дисклеймер: термин «холдинг» употребляется обобщенно. В бОльшей степени имеется в виду структура бизнеса, в которой присутствует несколько дивизионов (разных юридических лиц, работающих в одной отрасли, но отвечающих за отдельные виды деятельности).

 

Что влияет на построение стратегии в холдинге/группе компаний?

1. Понимание ключевых фильтров для создания стратегии развития в разных структурах холдинга.  

В нашем кейсе-примере есть сформулированное собственниками видение. Команда его разделяет и принимает.

Компания на рынке около 20 лет. Стратегия обычно строилась вокруг планов нескольких крупных клиентов. Но в нынешних условиях зависеть от двух-трех, пусть и очень серьезных, заказчиков, стало опасно.

Компании было необходимо создать стратегию для каждой бизнес-единицы с учетом общего вИдения и особенностей как холдинговой структуры, так и каждого дивизиона.

Также  условиями было:

  • сохранить уникальную корпоративную культуру;
  • обеспечить высокую скорость принятия решений;
  • создать максимальную гибкость в работе со стратегией.

2. Ожидания и отношение собственников.

Владельцы холдинга стремились, чтобы команды самостоятельно научились говорить о планах не только ориентируясь на мнение первого лица группы или собственника, но и имели свой независимый взгляд на перспективы развития холдинга, с опорой на существующие вызовы бизнеса, тренды отрасли и амбиции команды. Чтобы они на своем уровне договорились о концепции развития в ближайший год, определили, какие изменения потребуются для этого, составили для себя схему действий.

«Хочу увидеть, как команды дивизионов «расшивают» видение в стратегию, как они отвечают на вопросы: что значит реализация этого самого видения в ближайший год на уровне бизнеса и взаимодействия в команде; каково реальное положение на рынке;  где уникальность и слабые стороны. И очень важно, чтобы взаимодействие между компаниями холдинга стало партнерским, а не конкурентным как сейчас», так озвучил свой запрос один из владельцев. 

3. Система коммуникации внутри компаний. 

Структуры внутри холдинга разные как по экономическим характеристикам, так и по культуральным особенностям. И, в том числе, сильно  влияет фигура лидера в каждом дивизионе, где. харизма первого лица как  способствует общему успеху, так и создает определенные сложности при взаимодействии. Каждый из лидеров — мастер  в своем деле и творческая личность, остро реагирующая на контроль и отказы со стороны собственников и других команд.

На успешное партнерство в холдинге также коренным образом влияет система коммуникации. Большинство конфликтов связаны с отсутствием информации или с предоставлением неполных, неточных или несвоевременных данных.

Прямо на стратегической сессии нам удалось решить несколько задач, связанных с налаживаем простой, понятной и работающей системы коммуникаций.

Один из вариантов решения для холдинга — создание в структуре управляющей компании. В зоне ее ответственности —   единая система поддержки (финансовая, кадровая, юридическая и другие) для всех  бизнес-подразделений. Таким образом, может быть сформирована эффективная стратегия управления холдингом.

4. География присутствия. 

Еще один важный пункт —  география присутствия. Местоположение дивизионов влияет не только на частоту общения и качество личных контактов, но и на то, как принимаются решения.

В этой истории было классическое различие Петербурга и Москвы. Петербургские компании принимают решения медленнее, стараются меньше рисковать, но сделать максимально качественно, закладывая запас времени в свой производственный цикл. Компании из Москвы стремятся быстро реализовывать проекты, чтобы увеличить их количество, часто рискуя, работая на пределе возможного.

Методы решения

В работе над программой развития холдинга мы использовали авторскую методику компании «Земля Стратега»  Канвас Стратегирования, которая предусматривает 9 блоков.  Они отражают ключевые элементы, которые влияют на создание стратегии компании.

Сотрудники холдинга распределились на 5 рабочих групп (5 дивизионов).Каждая команда сначала работала по Канвасу со своей стратегией самостоятельно.

Затем все обменялись своим видением, и каждая группа расширила свое понимание стратегических ориентиров и инициатив.. Методично шаг за шагом, обсуждая каждый пункт, мы подсвечивали внутренние и внешние аспекты, вместе определяли, что работает, а что нет.

Слабое место в любой стратегической сессии — это договориться о том, какие инициативы являются гипотезами, которые компания сразу готова проверять на пути к прорывным результатам.

Общая «болезнь» всех первых лиц — страх позволить своим руководителям рискнуть и ошибиться. На этом этапе сессии было важно остановиться и показать, что если руководители не дают полномочий для стратегических экспериментов, то в какой-то момент дивизионы перестают  предлагать и пробовать новое. Что, в свою очередь, создает у собственников ощущение, что их лидеры — не проактивные и несамостоятельные в принятии стратегических решений. Круг замыкается и становится порочным для бизнеса.

В ходе сессии нам удалось определить, что является обоснованными опасениями, а что иррациональными страхами, которые не должны влиять на принятие решений. В результате у сотрудников появилась энергия действия для конкретных шагов, и на выходе мы получили воодушевленную команду, которой не страшно  рисковать.

Три главных итога

  1. Создали стратегию на год для каждого дивизиона и составили список инициатив и гипотез на ближайший месяц с пониманием, кто за что отвечает;
  2. Договорились о взаимных ожиданиях друг от друга как между дивизионами, так  и от взаимодействия с управляющей компанией;
  3. Разрешили ряд конфликтов, которые были связаны со срывом договоренностей и отсутствием информирования.

На уровне эмоциональных результатов отклик собственников был такой: 

“Мы выдохнули, так как увидели реалистичные планы с конкретными ответственными в каждом дивизионе. Мы ощутили, что команда вовлечена в общие цели. В зале буквально не было человека, который бы не захотел взять на себя какую-то задачу”, признались владельцы бизнеса.

А в команде, озвучили, что появилось вдохновение и ощущение поддержки, когда получили от собственников право экспериментировать и проверять их идеи и гипотезы в целях стратегического развития холдинга.

Вместо эпилога

После фоллоу ап-встречи спустя несколько недель получена благодарность от собственников и информация о том, что стратегически важные инициативы одна за другой успешно реализуются. Команда сама все время возвращается к итогам нашей сессии, напоминая о созданных в ее рамках договоренностях и необходимости двигаться дальше в запланированном темпе.. Это, пожалуй, самые важные вещи, которые должны случаться, чтобы энергия решений перешла в энергию действий и один из показательных примеров стратегии холдинга, способной воплотиться на практике.

У Вас есть вопросы?

Оставьте Ваши контактные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Связаться с нами
Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО