Вы тоже, наверняка, сотни раз слышали фразу Альберта Эйнштейна о том, что невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, с другого уровня на нее посмотреть, и тогда наступит ясность – а с ней и лучшее решение.
Мое общение с Александром и есть обретение нового уровня, новой «смотровой площадки», с которой я смотрю на свою жизнь. Кроме того, меняется и качество моего зрения.
Вот что я имею в виду.
Помню, в детстве я донимала взрослых вопросом, почему в юности у людей чаще близорукость, а к старости – дальнозоркость. Папа объяснил, что это из-за состояния глазодвигательных мышц. Тогда мне хватило этого знания, сегодня же я наслаждаюсь метафорами. «Длинное» зрение, дальнозоркость – словно реализованный в теле механизм для переосмысления, переоткрытия себя.
Благодаря личной работе я обретаю «дальнозоркость», и тогда я смотрю на все по-новому, и вижу то, чего не видела раньше. Я не видела этого раньше не потому, что не хотела, а потому что не знала как смотреть. И этот новый способ смотреть из глубин своего «Я» на каждую ситуацию будто возвращает мне воспоминание о чем-то забытом. Говорят, так мы и ощущаем себя, когда возвращаемся к своей Сути и начинаем жить из настоящего, здесь и сейчас…
Сегодня не будет глубоких личных историй. После 4-й сессии я хочу поделиться принципами, взятыми из работы с Савкиным. Они помогают вносить кардинальные изменения в жизнь, и верю, что будут полезны кому-то из вас, уважаемые читатели.
Принцип первый: все, что ты делаешь, должно работать на твоё «важно»
В прошлом месяце я сделала 20 тысяч стежков на джинсовой ткани. Эти стежки – путь позволения делать то, к чему лежит мое сердце.
Александр помог мне увидеть в этом новый смысл:
«Когда у тебя есть главная цель, ты можешь заниматься чем угодно. Всякий раз, когда ты делаешь нечто, что, на первый взгляд, не относится к твоей цели, ты работаешь на цель.
У меня очень много увлечений – камни, травы, космос, но основное дело – это коучинг, психотерапия, развитие людей. Поэтому из наблюдений за травами, камушкков, путешествий за звездами и прочего “безделья” я создаю метафоры для основного дела. И это позволяет мне заниматься им с ощущением наибольшей полноты.
Поэтому когда я “бездельничаю”, я не ругаю себя. А тому, кто внутри меня “бубнит”, я отвечаю: «Я занимаюсь ерундой, потому что мне хорошо, и сейчас из этой ерунды я сделаю что-то такое, от чего мое главное дело заиграет новыми красками».
Итак, принцип первый от Савкина: все, что я делаю, должно работать на моё «важно».
Теперь, покрывая на досуге джинсовые полотна японской вышивкой сашико, я лишь улыбаюсь на голос внутреннего критика: “Ты с ума сошла – у тебя и так времени нет, а ты тратишь его на ерунду!».
Да-да, я действительно вместо того, чтобы заняться “делом”, второй час сижу над тканью и шью. Под моими пальцами рождается красота, и от этого просто хорошо.
И знаешь, дорогой внутренний голос, в следующий раз, когда буду делать Главное Дело Жизни, я вспомню это состояние, «из» которого рождалась красота. И красивым станет всё – продукты и проекты, спринты и мозговые штурмы, переговоры и выступления, стратегии и новые решения.
Какой следующий «стежок» нужно сделать, чтобы мое произведение заиграло и стало прекрасным? Супер-вопрос от Савкина для создания нового.
Когда мы командой испытываем сложность в создании нового (чего еще не существует или не было в нашем опыте), или когда мы ищем способ “сдвинуть” какую-то несдвигаемую проблему, я рассказываю коллегам, что есть в Японии такая вышивка сашико. Когда идешь по ткани стежок за стежком, ткань меняет свои свойства и обретает новое качество – становится плотнее и теплее. Этот эффект невозможно представить, когда делаешь первый стежок, но я его создаю своими руками.
И тогда я предлагаю использовать метафору сашико и спрашиваю: какой будет наш следующий «стежок»?
А если бы мы делали продукт для жителей обратной стороны Луны – то какой? А если бы у нас была возможность открыть любое растение, о существовании которого человечеству пока неизвестно, – то с какими свойствами?
И тогда у людей, у команды включается бессознательное, и невидимое становится видимым.
У каждого из нас есть дело, но жизнь намного больше и нас, и нашего дела. И это так естественно проживать новое, пробовать, экспериментировать. Поэтому мы любим искусства и ремесла, собираем камни и присматриваем по ночам за звездами. И в этот момент так важно не ругать себя, а пробовать новое и приносить в Главное Дело своей жизни еще больше жизни и красок.
И если жить по этому принципу, то (внимание!) – чем бы мы ни занимались, мы всегда занимаемся правильным делом! И внутренние критики замолкают, как охрипшие вороны.
Принцип второй: «быть» важнее «делать»
Однажды мы разговорились с Александром про деньги. Я как раз хвалилась ему достижениями, но также поведала, что на фоне динамик, запущенных нашими с ним сессиями, я ощущаю потерю контроля, управляемости, и это меня беспокоит. Странное состояние, из которого я хочу поговорить про увеличение доходов.
Окей, сказал Савкин, давай про деньги. А заодно и состояние захватим, ведь все со всем связано. Он пошутил, что теперь я буду зарабатывать достойные деньги «из» состояния. То есть, состояние будет меняться, а денег будет ровно столько, сколько мне надо. Или не пошутил?
С помощью Александра в теме денег была сформулирована следующая задача:
что бы со мной ни было, над чем бы я ни работала, с кем бы, в какой бы стране ни находилась – у меня будет денег столько, сколько нужно, независимо от того, контролирую я что-то или нет. Но достижение такого результата будет зависеть от моего состояния — от того, какая я там, в этом будущем.
Улавливаете разницу?
До этого разговора я пыталась задать себе задачу из ДЕЛАТЬ. Например, как выстроить источники дохода, как создать такой-сякой источник. Савкин же повернул мои размышления в сторону БЫТЬ.
Не создавать источники дохода — а СТАНОВИТЬСЯ ТОЙ, у которой есть доход независимо от деятельности и других условий.
«Разворачивая мозги» таким образом, я научаюсь думать по-новому.
Александр как бы предлагает мне посмотреть на себя, мою цель, мою жизненную ситуацию со стороны моей личности, а не из поведения.
Он тем самым дает посыл: дело не в том, ЧТО ты будешь делать, а в том, КАКОЙ тебе важно стать. Какая ты, когда у тебя есть желаемый доход – какие приросли способности, как ты размышляешь, какие у тебя принципы и мотивация, что с твоими убеждениями и осознанностью. И, наконец, что с твоим состоянием?
«Александр, теоретически звучит хорошо, но на практике… Я уже много что пробовала, например, когда пыталась построить отношения… В моей жизни это может не сработать. У меня уже был опыт, так что я не верю».
«Маловерная! – вскричал Савкин. – Если не веришь, значит ты просто не можешь опереться на тот опыт, который у тебя уже есть. Это нормально – нам не всегда хватает опыта прошлого, чтобы создать будущее. Жизнь больше, чем наши мысли о ней. Мы не можем сказать “жизнь устроена так”, глядя лишь на прошлый опыт. Потому что мы меняемся, и количество “неизвестных” в наших задачах тоже меняется. А если в уравнении количество неизвестных больше, чем требуется для решения уравнения, то оно не решается. Либо нужно другое уравнение, либо другие вводные… Что ж, надо удивить тебя!».
Что из этого вышло, расскажу дальше.
Принцип третий: сначала — состояние, затем — результат
Это история не про деньги, но она одна из самых удивительных, которые со мной произошли, кроме рождения, разумеется.
Я никогда не хотела быть дизайнером или художником, у меня не было таких поползновений. Детское рисование в своем уголке не считается. Но когда мне было лет 19, я попала в издательский бизнес и стала… дизайнером.
Очень скоро я стала делать модели СМИ и внедрять их в работу редакций с сопутствующими в бизнес-процессах изменениями.
Меня никто этому не учил, я не ходила в художественную школу, на курсы, я даже не делала стенгазету в школе. Оно «само выросло».
А училась я на газетах и журналах, которые мне везли со всего мира в 90-х. Друзья отправлялись мир посмотреть, и на вопрос, что мне привезти, слышали неизменное: «Газеты и побольше». Газет накопилось столько, что пришлось купить новую квартиру. Они были везде – в комоде, под кроватью, в платяном шкафу. Стоило попасться импортной газете мне в руки, я просто выпадала из реальности на несколько часов. Все это давало невероятный подъем.
Творчество – это одно из сущностных божественных качеств, с которыми мы соединены изначально, но связь с которыми мы теряем в процессе выживания под названием «детство». Творчество – это способность видеть мир из более глубокого места внутри себя, из своей уникальности. Способность проявлять свою уникальную красоту в мир… Я стала проявлять свою красоту, делая модели и макеты, и очень скоро у меня появились прибыльные заказы (один заказ обеспечивал хлеб с маслом семье из 2-х человек в течение полугода).
Откуда это пришло и почему ко мне? Какую жизненную задачу я решала через это? У меня нет в роду художников, но знаю, что мои предки проявляли свою красоту в этот мир своим уникальным способом – строили дома, делали мебель, шили одежду, создавали кружева, вышивали, пекли хлеб, растили леса. Я же делала газеты, и это стало источником радости и энергии, где я была в максимальном контакте со своей мощью и в доверии к себе.
И там, в этом состоянии, деньги приходили сами. Они не были гигантскими, но они текли без напряжения и тревог с моей стороны.
Здесь я остановлюсь, идея прозрачна. Вот оно – золото коуч-сессии. Опыт проживания ресурсного состояния в прошлом стал ресурсом сегодня. Я узнаю, что это «золото» спрятано именно здесь по энергии, что поднимается в теле по ходу вспоминания.
Когда мы научаемся входить в свои ресурсные состояния и жить «из» них, от нас начинает по-другому «пахнуть». В карманах у нас по-прежнему могут быть «дыры», но по лбу уже бежит строка: «Я стою дорого». И тогда люди считывают это, ведь миллионер, как они думают, имеет право ходить в рваных штанах. Но когда голодранец в тех же рваных штанах ходит с состоянием, что он голодранец, это тоже считывается.
Принцип четвертый: найди хоть один блестящий кусочек
Хорошая новость: если в чём-то что-то было – это проявляется во всём.
Александр рассказал историю времен, когда он занимался наукой и работал на заводе.
«Был у нас один Лёня-техник. Над ним вечно все смеялись – он был единственным в команде без высшего образования, да еще и выпить любил. Но Лёня был гением. Как только возникала какая-то “неразрешимая” ситуация, к нему приходили инженеры, и он обязательно находил решение на техническом уровне. Талантище! Ну и, конечно, он все время носился с безумными идеями.
Однажды вижу, народ собрался вокруг ванны с электролитом, стоит громкий смех.
– Что происходит, Сан Саныч? – спрашиваю я у своего наставника.
– Да вот, – говорит, – наш гений решил использовать новую формулу и с помощью ее и электролита обработать деталь.
– И что?
– Э, да ты ведь у нас из другой области – космосом занимался, и не понимаешь – это просто нереально!
И вот день, два, три – все стебутся на Лёней. Заглядывают в ванну с электролитом, ржут, предлагают ему, с похмелья, дыхнуть туда, чтобы произошла ожидаемая реакция.
Однажды смех закончился. Вижу, народ нервно курит. А Лёня светится от счастья! Достает из кармана не первой свежести носовой платок, разворачивает – а там деталюха, и бок у неё светится прямо как зеркало на солнце.
Я снова к Сан Санычу:
– И что такого, тут же светится всего лишь маленький кусочек? Подумаешь!
– Саша, понимаешь, этот маленький кусочек говорит о том, что Лёня смог найти такой технологический процесс, который обрабатывает деталь. Он сделал н-е-р-е-а-л-ь-н-о-е!..
…Мощное переживание вызвала во мне история Александра. Я вспомнила и другие похожие. Например, эпизод «Колокол» из фильма Тарковского «Андрей Рублев». В нем юный мастер «без высшего образования» отлил колокол по заказу князя лишь по воспоминаниям из наблюдений за работой своего отца. Батя-то помер, секрет не оставил – а юноша рискнул, жил несколько месяцев в «правильном» состоянии, и в итоге его колокол подарил голос территории на десятки километров округ.
Хорошая новость: если посмотреть на свою жизнь целиком, у нас всегда найдется выдающийся опыт, который мы получили из «правильного» состояния. Осталось этот опыт распространить на целое, обработав всю «деталь».
***
Что помогает нам идти к своей цели, имея лишь смутный образ результата? Где мы находим силы следовать мечте порой под музыку критикующих внешних и внутренних голосов?
В работе с Савкиным я раз за разом получаю ответы на свои вопросы. Ответы становятся принципами, а принципы – действиями. Я теперь «бездельничаю» с удовольствием, и это безделье работает на Главное Дело Жизни. Лучшие решения я нахожу через «быть». Результаты получаю через состояние. И под задачу могу легко отыскать блестящий кусочек опыта прошлого, который станет лучиком света по дороге к моей цели. И мое дело – просто продолжать держать перед собой этот свет и двигаться вперед по Пути моего сердца.
Комментарии