На пути сердца
В детстве я обожала читать братьев Гримм. Например, сказку «Храбрый портной». С виду портной – хилый и невзрачный, но ему удалось соединиться со своей мощью, найдя для этого свой уникальный способ. В итоге он и сам в свою силу поверил, и другие – великаны и короли – ее признали тоже.
Как же я любила эпизод, когда портному удавалось свою силу проявить! Я просто медитировала, читая:
«Великан подумал: «Кто его знает, может, портной и верно сильный человек. Надо его испытать».
Взял великан в руки камень и так крепко сжал его, что из камня потекла вода.
– А теперь ты попробуй это сделать, – сказал великан портному.
– Только и всего? – говорит портной.
Вынул он потихоньку из кармана кусок творожного сыра и стиснул в кулаке. Из кулака вода так и полилась на землю.
Удивился великан такой силе, но решил испытать портного еще раз. Поднял с земли камень и швырнул его в небо. Так далеко закинул, что камня и видно не стало…
– Ну-ка, попробуй и ты так, – говорит он портному.
– Высоко ты бросаешь, — сказал портной. — А все же твой камень упал на землю. Вот я брошу, так прямо на небо камень закину.
Сунул он руку в карман, выхватил птицу и швырнул ее вверх. Птица взвилась высоко-высоко в небо и улетела».
Красиво, не правда ли?
В перерывах между встречами я помнила наказ Савкина замечать сигналы проявления моей силы и мощи.
Люди стали по-другому общаться со мной. Управляющий партнер стал как-будто более внимательным и начал помогать в одном трудном и новом для меня деле. Он не жалел времени на обсуждение моих сложностей и ошибок, он побуждал осваивать новое и сложное, несмотря на мои собственные сомнения в успехе. Он говорил: «Не сдавайся!». И я не сдавалась.
Я начала говорить «да» всем приглашениям на выступления, при этом не замирая от страха ожидания момента, когда нужно будет выйти на сцену. Я проявлялась в этот мир по чуть-чуть с ощущением, что все правильно, все идет своим чередом – маленькими, но твердыми шагами.
Этот самый текст – тоже результат маленьких последовательных шагов на пути проявления, на пути Show up (*один из 4-х путей в интегральном развитии человека, означает делать, принимать ответственность и прокладывать собственный путь). Со времен выпускного школьного сочинения я не писала таких длинных и связных текстов.
Мое Show up набирает силу. Я это чувствую. Энергия пришла, а страх проявляться ушел (кстати, отлично помогла практика ежедневного ледяного душа. Холодная вода – мощный учитель во взаимодействии со своим страхом, ведь тело знает – страх конечен, он пройдет, тогда какой смысл бояться?).
Мир меня начинает видеть, а я на подъеме – с синей птицей в груди. И даже сны подают сигналы о том, что изменения уже начались. В одном из них я увидела себя сильной и мощной. Я шла по родному городу на встречу с местной бизнес-элитой, равная среди равных, – проживая каждый шаг как наслаждение собственной мощью. Ничто не имело значения – ни ранги, ни достижения, ни сравнения себя с другими – лишь энергия и уверенное движение вперед. Ни тревог, ни напряжений в теле. Лишь спокойная сила, неиссякаемая сила и абсолютное доверие настоящему моменту…
И как же мне сон сделать явью, когда изнутри, в момент наслаждения от своего нового состояния, я вдруг слышу привычное и до боли знакомое «бу-бу-бу-бу-бу…» моих внутренних критикующих и обесценивающих голосов? А вдруг этот подъем ненадолго? А вдруг энергия уйдет прежде, чем я получу реально ощутимые результаты моей проявленности?
Нужна помощь коуча.
«Бу-бу-бу…»
Третья сессия у Савкина. Вечер. После душевного подъема мне неловко предъявлять свои сомнения, и в разговоре я захожу издалека:
«Знаете, Александр, меня в детстве очень беспокоил тот момент, когда храбрый портной выжимал воду из сыра, прикинувшись, что выжимает воду из камня. А вдруг обман раскроется – и всё – конец портному!».
Мне показалось, или Александр действительно посмотрел на меня с азартом и потер руки, предвкушая новую встречу с тенью?
Итак, как вы уже поняли, свою радость по поводу признаков зарождающейся новой жизни я на эту коуч-сессию не донесла. Расплескала по дороге.
Сегодня я принесла в нашу беседу «замороженные зерна» – старую потертую историю о моем нераскрытом творческом потенциале (всхлип!).
И вот уже Александр приветственно машет Гоше рукой.
Гоша – это моя тень. Очень прожорливая тень. Она постоянно заставляет меня хвататься за всё подряд, мешает мне сфокусироваться на самом важном. Но при этом – что бы я ни сделала, чего бы я ни достигла, ей всегда этого мало. Поэтому она всё обесценивает.
С тех пор, как я начала работать с Александром, моя тень пытается доминировать еще сильнее, словно чувствуя, что влияние ослабевает, и очень боится потерять его.
Знакомство с Гошей – жадной до успеха и обесценивающей теневой фигурой – было первым этапом нашей работы с Александром. Но увидеть тень недостаточно, ибо влияние тени раскрываются постепенно.
Сначала я увидела: если я и дальше буду хвататься за все подряд, то цельного, удовлетворяющего меня результата не будет, а это значит, что продолжение «гонки» кардинально не изменит качество моей жизни, как бы я ни вкладывалась.
Увидев это, я начала учиться говорить чему-то «да», а чему-то – «нет», отказываться от лишнего, высвобождая место важному.
Сегодня Савкин помог мне увидеть еще одно влияние тени.
Оказывается, я не вижу и не признаю тот факт, что я в принципе давно и успешно живу полноценной жизнью, в которой много творчества и кайфа. Факты просто вопят о том, что помимо бизнеса, в моей жизни есть много и другой проявленности: я пою, рисую, пишу, дышу – как друзья Тома Сойера, крашу забор с диким кайфом!
Но… я в упор этого не замечаю и смотрю на свою жизнь, как на высохшую землю, в которой никогда не прорастут «замороженные зерна».
Александр помог мне увидеть эту правду и сказал, что есть хорошая новость: это можно изменить. Есть один способ. «Давай поиграем в шизофрению», – сказал Савкин.
«Золотая пыль»
Чтобы до меня лучше дошли правила игры в шизофрению, Савкин деликатно перешел на наиболее доступный мне «птичий» язык – язык картинок, образов, метафор:
«Представь засуху – почва как камень. Вдруг проливной дождь. 20 минут с неба вода льет как из ведра, но когда через 20 минут ты выходишь на улицу и трогаешь землю ногой, то видишь, что земля под водой такая же сухая, как и была. Она не пропиталась!
Как замороженным зернам ожить в сухой земле? Никак! Нужно найти способ землю влагой пропитать».
Я перестала дышать, а Савкин продолжал: «Предупреждаю: это будет непросто, потому что земля будет сопротивляться и доказывать тебе, что она сухая навеки. Отвечай ей: «Да, ты сухая навеки, а я тебя пропитываю. Не бойся, я буду поливать тебя не до самого раскаленного ядра – мне хватит всего 30 см мокрой почвы, чтобы замороженные зерна ожили и проросли”.
Екатерина, понятно?».
В тишине я хлопнула ресницами и скрипнула правой, «папиной», бровью – мой творческий прием выразить скепсис безопасно для себя. И на всякий случай кивнула.
Савкин рассмеялся и перешел на язык психологии: «Пора напитать признанием твоего внутреннего ребенка!». И дал ряд практик, которые я начну делать прямо сегодня.
В следующие 10 минут у меня на руках был список важных и срочных дел:
Дело №1. Начать собирать «золотую пыль».
Записывать факты, которые подтверждали бы то, что я, Екатерина, уже сегодня живу полноценной творческой жизнью. Когда я буду делать что-то креативное, творческое, красивое – и при этом что-то маленькое (пару написанных строчек, фотографию от которой глаз не отвести, диалог с клиентом, после которого душа поет) – я должна буду это записывать, не сравнивая себя ни с кем.
Дело №2. Собирать факты из внешнего мира – восхищение читателей, благодарности клиентов, коллег, партнеров.
Все «входящие» – записывать!
Моя задача до следующей встречи с коучем собрать критическую массу фактов, которые говорили бы, что в моей жизни есть не только замороженные зерна, но и вовсю цветут цветы.
И конечно, без иллюзий, когда я буду делать что-то прекрасное, одна моя внутренняя часть будет говорить: «Супер!», а другая – обесценивать: «Фигня все, что ты делаешь».
«В этом и заключается игра в шизофрению. Голоса будут нести привычное «бу-бу-бу», – Александр очень смешно изобразил их. – А ты должна им отвечать: “Да, дорогие, это так, а еще смотрите, какой у меня есть мешочек с “золотой пылью”!»
Важно спокойно относиться к этим голосам, но при этом не давать им набирать силу – не позволять им обесценивать, приуменьшить радость моих достижений.
Радость – отдельно, голоса – отдельно. Важно разделить это. И тогда влияние Гоши и прочих критикующих теней будет уменьшаться, а наслаждение от проживания творческих моментов станет расти.
Тень – это партнер, которого я уважаю
«Я бы хотел помочь тебе научиться жить с той частью твоего характера, которая не меняется. У каждого из нас есть что-то, что нам не изменить, но с чем важно научиться жить», – сказал Александр.
Взять хотя бы Гошу – жадную до всего тень. Он не дает мне остановиться и несмотря ни на что говорит: «Беги, беги, беги». Он молодец, но слишком уж большой темп задает.
– Беги!
– Куда?
– Туда!
– Зачем?
– Там лучше!
– Почему?
– Блин, да я не знаю, просто беги и пробуй все подряд – и это, и это, и это.
С этим пора что-то сделать, поэтому Савкин дал мне еще одну практику – точнее, ритуал, жертву для Гоши, и – ура! – при этом мне необязательно курицу резать!
«Если бы у меня был Гоша, – сказал Савкин, – я сделал бы для него бусы, да непростые. Вот эта бусинка – это мое желание писать книги, а эта – жажда путешествий, а это – еще что-то. И таким образом нанизывая бусины своих желаний, я показал бы ему: “Смотри, Тень, ты предлагаешь бежать вперед и пробовать все подряд, поэтому со всем уважением к тебе – мы ничего не бросаем. Я откликаюсь на все, во что ты меня приглашаешь, смотри, какие бусы для тебя собраны».
Важно, чтобы Гоша почувствовал: его видят, ценят, уважают; никто не хочет его низвергнуть, разобрать, уничтожить. Он – часть характера. Ему важно дать понять: мы будем жить с тобой вместе, я о тебе позабочусь, но делать я это буду своим способом. Вот так-то, дорогой.
…На досуге я люблю создавать дизайнерские вещи из вторсырья. Японский стиль боро, вышивка сашико, минимализм и тонкая эстетика, явленная в грубых материалах…
Знаете, японцы — хитрецы. Они научились давать вещам вторую жизнь. На ветхую одежду они придумали нашивать заплатки и скреплять все это особыми стежками. Одежда становится красивой, а выношенная до дыр ткань – более плотной и почти не продуваемой. И даже сам Фудзин, японский бог ветра, порой вынужден отступить перед новой способностью ткани сохранять тепло.
Люди и предметы хоть раз в жизни проходят через непростые процессы пересборки и трансформации. Так они получают вторую жизнь и новые способности. Моя новая способность – жить в настоящем, проживать каждый момент, видеть, как медленно прорастают «замороженные зерна». И никуда не бежать, потому что там – «лучше». Я наслаждаюсь, не беспокоясь о том, делаю ли я «много» или «мало», нужно ли куда-то бежать или нет. Я просто кладу стежок за стежком каждый день на ткань моей новой жизни, и эти стежки – мое уважение Тени.
Продолжение следует…
Комментарии