Понятие архетипа ввел К.Г. Юнг для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном. В свою Тень мы можем смотреть через большое количество архетипов. Но есть 4 базовых, которые объединили в себе самую суть, квинтэссенцию разных образов жизни, культур, национальностей — Король, Любящий, Воин и Маг. Работа с архетипами помогает разрешить те вопросы, на которое долгое время не находилось ответов: проблемы во взаимоотношениях в коллективе и дома, сложности с принятием решений, различные страхи, ощущение стеклянного потолка, вечные опоздания, попадания «не в то место и не в то время» и прочее.
В этой статье речь пойдет о Короле, а точнее о «сдутой» его версии — раненом Короле.
Когда архетип Короля проявлен позитивно, человек осознает свое право на счастье, достижения, карьерные взлеты. При «здоровом» Короле человек имеет доступ к радости, способен испытывать удовлетворение от проделанной работы и умеет присваивать свои достижения.
Если архетип «сдут» или, наоборот «раздут», такого Короля называют раненым. В этом случае человек не уверен в своих правах, не способен присваивать победы и не имеет доступа к радости. Или же, напротив, всюду заявляет о себе, о том, что он всегда лучше всех. Король становится раненым, когда, будучи ребенком, человек получает от родителей послание «Ты недостаточно хорош» и никак не может «дотянуться» до родительского одобрения.
Например, он приносит из школы пятерку по литературе, а родители говорят: «Ну и что нам твоя “пятерка” по литературе, по математике-то — “четверка”». Во взрослой жизни развитие такого человека идет по двум вариантам: он либо сразу отказывается от испытаний, заранее решая, что не достоин победы, либо, наоборот, стремится во всем стать первым, лучшим, но не испытывает от этих побед радости.
Мой клиент — молодой руководитель — победитель многочисленных конкурсов, самозабвенно строит карьеру и метит на самый верх. Он обратился ко мне после того, как перешел в новую компанию, отрасль которой была ему мало знакома. Клиент считал, что его задача — расширение отраслевого кругозора. Это его и пугало — ведь освоить объемный материал и стать экспертом в новой отрасли за короткий срок просто невозможно. Его базовый запрос: «Я хочу, чтобы руководитель изменил свое отношение ко мне». Очень скоро я поняла, что молодой человек слишком сосредоточен на мнении окружающих.
На трехсторонней встрече он высказал руководству свое желание расти и услышал, что вроде бы его кандидатуру рассматривают на более высокую позицию. Набравшись смелости, он спросил у руководителя напрямую. Тот ответил, что видит его навыки и компетенции и предлагает его в кадровый резерв на конкретные позиции. Также он понял, что начальству важны его управленческие и организаторские способности и навыки управления проектами. Никто не ждет, что он в короткий срок станет экспертом в отрасли.
В работе клиент обнаружил внутреннюю фигуру критика, который требует от него быть лучшим всегда. Эта фигура говорит голосом отца, который никогда не был доволен достижениями сына.
Молодому человеку недостаточно быть просто лучшим, ему необходимо стать лучше, чем отец. Именно эта конкуренция стала движущей силой, на которой он строит блестящую карьеру. Однако со временем стали проявлять себя минусы этого неравного соревнования. Ни одна из побед не приносит радости — у клиента просто нет доступа к этому чувству. Достижения становятся грандиознее, но вместе с ними растет и внутреннее напряжение, чувство несвободы и апатия.
Моей задачей было помочь молодому руководителю «вылечить» Короля, чтобы он нашел опору внутри себя и перестал зависеть от мнения других. В истории моего клиента есть позитивное продолжение. Он сфокусировал внимание на реализации целей проекта. Стал получать радость от работы. Начал регулярно встречаться со своим руководителем, задавать ему прямые вопросы, запрашивать обратную связь. А летом его ждет проект в новой более высокой роли.