Когда ребенок рождается, сначала он находится в крепкой связи с мамой. Это энергия Любящего. Потом он понимает, что стоит ему закричать, мама тут же прибежит и тут же исполнит его прихоти. Он начинает управлять ситуацией и своими потребностями. Это энергия Короля. Затем, когда ребенок взрослеет, ему нужно отделиться. Он понимает: я — не мои родители, я самостоятельный. Здесь подключается энергия Воина, начинается сепарация и определение границ.
Энергия архетипа Воина — про защиту границ. Сами границы определяются из королевской энергии, а их защита — из воинской. Мне не всегда нравится само название «Воин», потому что он не воюет, а именно отстаивает границы, не позволяет их нарушать, очень четко их осознает и дает другим знать о них.
Из всех четырех архетипов Воин — единственный действующий. Любящий находится в связи, Монарх имеет право, Маг размышляет и контролирует, а Воин действует.
Когда архетип Воина проявлен позитивно, человек дисциплинирован и пунктуален, потому что у времени тоже свои границы. У такого человека развито чувство долга, он способен быстро учиться новому и приобретать навыки.
Когда ребенок получает ранящее послание «Ты не существуешь отдельно от меня» или «Ты — не тот, кем себя считаешь», то его воинская энергия либо затухает, либо уходит в избыток. Тогда ребенок выбирает либо справляться с этим смиренно, быть жертвой, либо быть свирепым и атакующим.
Например, ребенок берет последнее яблоко со стола и съедает его. А родители говорят: «Зачем ты его взял. Оно не твое. Нельзя брать его со стола. Как ты мог? В этом доме все принадлежит мне и яблоки — тоже». Ребенок делает вывод: «Моего ничего нет, я не существую отдельно». Он выбирает либо принимать это, смиряться и страдать, либо требовать яблоко или искать его еще где-то.
В период сепарации бунтующий подросток может сказать родителям: «Не хочу жить с вами. Буду жить у бабушки. Сейчас вещи соберу и уйду». Ему отвечают: «А какие ты вещи соберешь? Те, что мы купили? Нет, их ты не возьмешь. Ты на них не заработал. Бери только свое. А своего у тебя ничего нет». Подросток делает выводы: да, ничего моего нет, я не существую отдельно от родителей. Либо же он решает отстаивать свою позицию и ударяется в постоянный бунт.
Кейс
Генеральный директор большого завода — человек «нет» — все время отстаивает только свое мнение, свои идеи. Коллеги говорят о нем, что он не хочет слышать других, с ним сложно разговаривать и невозможно договориться. Он себя таким не видел. Когда он поисследовал, почему другие видят его так, то оказалось, что за этим поведением лежит страх, что он не справится. Что если он сейчас вдруг даст свое согласие, то потом что-то пойдет не так, и он будет виноват. Этот страх был настолько сильный, что разрывал контакт с людьми. Вместо того, чтобы сказать: «Дайте мне время подумать», он говорил: «Нет. Это невозможно».
В детстве родители сказали ему, что пока он не доказал ничего своими делами, он никто. В сложные минуты, в моменты эмоционального захвата, его возвращает в ранящее послание.
Только через 2 месяца нашей с ним работы он вышел на идею попробовать взять обратную связь у своего самого близкого коллеги. До этого он не мог даже представить этого: «Ольга, как я приду и попрошу его дать ОС, это невозможно!». Мы отрепетировали, что он скажет, как зайдет, с чего начнет. После он поделился: «Ольга, это так интересно! Первое, что мне сказали, что я все время говорю «нет» так жестко, что люди не решаются что-то предлагать». Так он понял, что его картина кардинально отличается от картин коллег. Он стал запрашивать ОС, брать оттуда полезное. В итоге мой клиент убедился, что мир не против его, что не нужно столько сил тратить на то, чтобы отстоять свою позицию — никто на нее не покушается.