Руководителей обучать – только портить! Какие корпоративные программы действительно нужны топ-менеджерам?
Сегодня компании все чаще ищут нестандартные методы обучения для своих управленческих команд. Руководители устали от стандартных программ, заявляя HR-специалистам: «Только не навыковые тренинги, предложите нам что-то другое, новое!» В ответ на этот запрос мы организовали панельную дискуссию «Руководителей обучать – только портить!», прошедшую 20 сентября в Москве на конференции HRtrainingsEXPO.
В обсуждении приняли участие HR-директора крупных компаний:
- Наталья Богачева (корпоративное обучение руководителей), директор по персоналу ОАО «Дельта Кредит Банк»;
- Ольга Алтунина, директор управления по работе с персоналом Sberbank CIB;
- Наталья Бочарова, основатель HR-Клуба, управляющий партнер HR-Клуб «Как делать».
Модераторами стали соучредитель и управляющий партнер Института Коучинга Марина Данилова и ведущий коуч-консультант Яна Мельвиль.
Почему стандартное обучение топ-менеджеров не работает?
Ольга Алтунина: Наши топ-менеджеры уже обладают огромным багажом знаний. Запрос «дайте что-нибудь особенное» – это сигнал HR-специалистам: важно не просто обучать, а помогать лидерам осваивать стратегии развития лидеров. Корпоративное обучение руководителей должно включать не только информацию, но и личный опыт, адаптированный под их бизнес-задачи.
Марина Данилова: Сегодня многие топ-менеджеры считают себя экспертами, которым обучение не нужно. Они уверены, что проблема не в них, а в недостаточной квалификации подчиненных. Но есть важный факт: исследования показывают, что для эффективного управления лидеры должны постоянно развивать управленческую эффективность.
Наталья Богачева: Обучение приносит результаты, когда руководитель сам осознает потребность в нем. Если оно проводится просто потому, что есть бюджет – оно не работает. По-настоящему полезные эффективные тренинги для руководителей рождаются там, где культура компании поощряет эксперименты и ошибки в обучении.
Какие нестандартные методы обучения применяются сегодня?
Наталья Богачева: Один из таких методов – спортивные активности. В нестандартных условиях мотивация топ-менеджеров к обучению возрастает, а креативные идеи появляются быстрее.
Ольга Алтунина: Хороший способ – дать руководителям возможность не только учиться, но и делиться знаниями. Например, они могут разбирать новую тему и затем передавать ее команде. Такой подход повышает управленческую эффективность и формирует у лидеров позицию ответственного заказчика своего обучения.
Марина Данилова: К нестандартным подходам относятся ретриты, арт-проекты, стажировки в международных компаниях, участие в съемках фильмов, живопись, китайская каллиграфия. Все это помогает развить развитие управленческих навыков через нестандартный опыт.
Наталья Богачева: Чем дольше человек занимает руководящую должность, тем больше он зацикливается на своей специализации. Обучение новым, казалось бы, не связанным с бизнесом вещам, помогает ему взглянуть на привычные задачи по-новому.
Примеры успешного внедрения коучинга для топ-менеджеров
Наталья Богачева: В одном из наших проектов перед командой топ-менеджеров стояла задача разработать стратегию развития на 2-3 года вперед. Мы отправили их в Третьяковскую галерею, где через метафоры они искали новые подходы. В результате была создана стратегия, которая не только успешно реализовалась, но и показала высокую вовлеченность лидеров.
Ольга Алтунина: В новой компании передо мной стояла задача мотивировать руководителей к обучению. Самостоятельного запроса у них не было – они считали, что и так все знают. Тогда мы провели интенсив для линейных менеджеров, которые через несколько месяцев начали требовать обучения у своих руководителей. Это побудило топ-менеджеров к изучению новых инструментов.
Как подготовиться к эффективному обучению?
Наталья Богачева: Важно фиксировать все «инсайты» и не позволять команде игнорировать новые идеи. Без этого коучинг для топ-менеджеров не принесет результата.
Ольга Алтунина: Вовлечение в процесс – ключевой фактор. Хороший тренинг – это не только теория, но и реальные эмоции, которые помогают лучше запоминать материал.
Марина Данилова: Стратегии развития лидеров должны учитывать метафоричность среды, в которой работает команда. Например, если компания близка к восточной философии, эффективными могут быть практики китайской живописи.
Заключение
Сегодня классическое корпоративное обучение руководителей теряет свою актуальность. Для эффективного развития нужны нетрадиционные методы обучения, которые помогают развивать мотивацию топ-менеджеров, усиливают развитие управленческих навыков и создают условия для управленческой эффективности.
Если компания хочет сформировать сильную команду лидеров, важно не просто проводить эффективные тренинги для руководителей, а внедрять подходы, основанные на глубокой трансформации мышления. Только так можно подготовить управленцев к вызовам будущего.
Комментарии