«Зри в корень», или Корневые способности Достигателя, Индивидуалиста и Стратега

Что такое «корневые способности» и почему их так важно развивать, если вы хотите стать Стратегом
Людмила Купчина
Директор ЧОУ ДПО «Институт Коучинга», коуч-консультант, фасилитатор

«Зри в корень», или Корневые способности Достигателя, Индивидуалиста и Стратега

«Я хочу, чтобы мой новый директор по продажам поменял способ своего мышления — меня не устраивает то, какие решения он принимает сейчас» 

«Вчера у меня в подчинении было 10 человек, а сегодня 810. Не понимаю, как мне справиться» 

Такие клиентские запросы не решаются коучингом в 1-2 сессии. В этих случаях требуется полная пересборка внутренней операционной системы человека. Чтобы это сделать, мы «зрим в корень».

Корневые способности руководителя

В концепции ВРЛ (Вертикальное развитие лидеров) есть такое понятие, как корневые способности руководителя. Это так называемые метаспособности или надспособности, которые влияют на качество и количество функциональных навыков и умений руководителя (умение принимать решения, планировать, разрешать конфликты, управлять вовлеченностью людей в команде и т.д.).

Посмотрим на примере дерева:корневые способности находятся в корнях дерева. От того, насколько развита корневая система, зависит здоровье, крепость и плодородность кроны.

Древо Стратега

Выделяют 3 вида корневых способностей:

1. Самоосознавание (квадрант «Я» по Кену Уилберу) — способность осознавать, как устроен мой внутренний мир и как этим разнообразием я могу управлять 

«Способность самоосознавания помогла мне распознать за своим гневом на команду (который поначалу казался мне вполне справедливым и обоснованным) страх потерять свой образ успешного руководителя в проекте. Поэтому я изменил тактику коммуникаций с командой и в итоге все цели проекта были достигнуты» — Алексей, руководитель.   

2. Осознавание перспектив (квадрант «Мы») — способность понимать других, смотреть на ситуацию с разных перспектив, выстраивать более глубокие человеческие отношения.

«Способность видеть и удерживать несколько перспектив одновременно помогла мне выстроить отношения в новой команде так, что эффективность команды выросла вдвое, несмотря на падение рынка» — Светлана, директор департамента.  

3. Осознавание концептуальной сложности (квадрант «Оно») —  способность системного видения, т.е. сколько я могу «уместить» в себе идей, смыслов, задач других людей, систем, системных связей, контекстов.

«Способность к системному мышлению помогла мне предложить компании программу развития лидерского потенциала в полной увязке с долгосрочной стратегией компании» — Арсений, HR-директор.  

Корневые способности Достигателя, Индивидуалиста, Стратега

Рассмотрим корневые способности руководителя в логике действия Достигателя, Индивидуалиста, Стратега. 

Это облегчит вам поиск своего места на “карте развития” и поможет понять, какие именно перспективы вас ожидают. 

Достигатель

1. Самоосознавание

— У Достигателя (в отличие от Эксперта) уже появляется способность осознавать свои внутренние объекты: эмоции, ощущения, мотивы, паттерны мышления.

— Пока еще мыслит полярностями.

— Испытывает чувство вины, если не соответствует собственным стандартам.

— Не замечает своей Тени; 

— Не замечает субъективности, скрывающейся за объективностью

2. Осознавание перспектив 

— Расширенная перспектива 3-го лица (может видеть себя и

других как в прошлом, так и в будущем).

— Видит других через призму схожих целей, идеалов и ценностей. Рефлексирует о причинах (прошлое) и о целеполагании (будущее). 

— Системные объекты (например другие департаменты в компании) находятся в фокусе внимания, но он воспринимает их как инструменты достижения своей цели/целей.

Расширенная практика 3-го лица

3. Осознавание концептуальной сложности  

— Способен смотреть на ситуацию в целом, но в большей степени через определенный фильтр — через цель. 

— Упрощает, чтобы справляться с комплексностью: создает свои системы координат, формирует планы, разделяет время на отрезки.  

— Замечает линейные причинно-следственные связи. Например, цель не достигнута, потому что была сформулирована недостаточно конкретно или потому что не сформулировали цифровые показатели. 

— Создает союзы, ориентированные на решение определенных задач/целей (например, проектная работа)

Индивидуалист

1. Самоосознавание 

— Приветствует, изучает, раскрывает свою индивидуальность. 

— Более комплексно воспринимает свой внутренний мир: субличности, роли, внутренние конфликты; различает более тонкие эмоциональные оттенки; дает больше внимания телесным ощущениям.

— Подвергает сомнению чужое мнение о себе. Понимает, что люди проецируют на других что-то свое. 

— Осознает эмоциональную противоречивость. (Я одновременно и хочу участвовать в проекте, но при этом беспокоюсь за свои отношения с кем-то внутри этого проекта)

— Начинает осознавать собственную Тень. Почитать подробнее о Тени. 

2. Осознавание  перспектив 

— Перспектива 4-го лица: способен наблюдать за собой (имеющего свое мнение, свои цели, ценности, идеалы) и другими извне системы, со стороны.

То есть я смотрю за какой-то системой как наблюдатель, одновременно наблюдая за собой. Допустим, я работаю в продажах и у нашего отдела конфликт с маркетингом. Я могу посмотреть на этот конфликт как бы со стороны, и одновременно заметить что со мной, когда я смотрю на ситуацию со стороны. См. изображение 

— Уже понимает, что интерпретация реальности всегда зависит от позиции наблюдателя. Глядя как бы стороны, я все равно осознаю, что интерпретирую в любом случае.
Перспектива 4го лица

 

3. Осознавание концептуальной сложности  

— Есть углубленное понимание сложности и возникающих парадоксов. У Индивидуалиста между черным и белым видением мира появляется много других оттенков. Он понимает, что не все так однозначно. Что все зависит от ситуации, контекста и множества других факторов. Например, иногда чтобы решить какую-то сложную задачу, нужно просто расслабиться.

— Замечает полярности, но пока не управляет ими. Не может захватить обе полярности одновременно, а видит в один момент времени либо одну полярность, либо другую

Стратег

1. Самоосознавание 

— Ясно осознает собственные внутренние паттерны, конфликты и эмоциональные реакции и способен управлять ими в моменте (сохраняя устойчивость, в отличие от более ранней ЛД). Или может взять их для дальнейшей рефлексии, если это будет необходимо.

— Способен понимать телесные и эмоциональные проявления. 

— Прислушивается к интуиции.

— Способен воспринимать внутренние паттерны целостно, не разделяя на «хорошие» и «плохие».

— Интегрирует теневые аспекты в сознание.

— Запрашивает много обратной связи.

2. Осознавание перспектив

Расширенная перспектива 4-го лица: наблюдает извне системы за собой и другими, включенными в историю и разные культурные аспекты, и чувствует себя при этом комфортно. Способность наблюдения за ситуацией

— Видит обобщенные системы: несколько взаимосвязанных систем отношений, процессов, внутренних и внешних – в связности. Смотря на компанию, мы можем видеть, какие есть отделы и направления сейчас. А можем смотреть исторический контекст — как это образовалось, с чего начиналось. А можем смотреть в будущее — куда нам важно расти. Можем смотреть во внешний контекст: как он влияет на нас, как он может развиваться.

— Осознает степень влияния друг на друга разных отношений и социальных систем. 

— Может менять роли и стили поведения по своей воле, чтобы получить наилучший результат.

Расширенная перспектива 4го лица

3. Осознавание концептуальной сложности  

— Способен быстро оценивать ситуацию в целом и определять, что можно сделать, используя проверенную опытом обратную связь. 

— Может справляться с парадоксами и находить решения запутанных дилемм без упрощения.

Как развить в себе корневые способности

Корневые способности можно и нужно развивать. Инвестируя свое время и другие ресурсы в развитие корневых способностей, вы вкладываетесь в свое вертикальное развитие — трансформацию вашего образа мышления (в отличие от горизонтального развития, которое акцентируется на развитии знаний и компетенций). 

Для самостоятельной диагностики своих корневых способностей вам помогут следующие вопросы:

1. Самоосознавание:

  • как я осознаю себя?
  • как я осознаю себя в сегодняшнем дне? 
  • какие у меня мысли?  
  • что я думаю? 
  • что с моим телом? 
  • какие у меня эмоции?

2. Осознавание перспектив: 

  • как я осознаю других людей и отношения с ними? (вспомните какую-либо историю из своей жизни, где вы взаимодействуете с людьми — в настоящем или в прошлом)
  • в чем моя потребность во взаимоотношении с людьми в этой истории? 
  • как я строю отношения? 
  • каких отношений у меня нет?

3. Осознавание концептуальной сложности:

  • как я анализирую сегодняшнюю ситуацию в стране/в мире? 
  • на что я обращаю внимание, а что упускаю из внимания в этой ситуации?

Рекомендуем также проделать следующую практику:

Подумайте о вашей самой амбициозной цели, которую вы стремитесь достичь. 

Задайте себе вопрос: какие корневые способности есть у меня сейчас и насколько они развиты и какими они должны стать, чтобы я смог добиться желанной цели?

Важно отметить, что корневые способности развиваются только через регулярную практику. Возможно, вам покажется сложным держать фокус на всех корневых способностях одновременно. Поэтому рекомендуем начать с какой-то одной, которая наименее развита у вас на сегодняшний день и постепенно добавлять остальные.

В Институте Коучинга во всех программах обучения и в индивидуальной работе сквозной линией проходит работа с корневыми способностями. Таким образом эти способности постепенно становятся встроенными в способ осмысления всего, что важно человеку. 

Помните, все части дерева — длинные ветви, зеленые листья, сочные плоды — растут только благодаря силе корней. Корни не видны, не живописны и не вкусны, но закреплены в земле и соединяют с ней дерево, обеспечивая питание. Корни дерева очень сильны и могут расщепить любой камень. У ветвей, при всей их красоте, такой силы нет. Наша ответственность — заботиться о своих «корнях». 

Комментарии

Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО