«Зри в корень», или Корневые способности Достигателя, Индивидуалиста и Стратега
«Я хочу, чтобы мой новый директор по продажам поменял способ своего мышления — меня не устраивает то, какие решения он принимает сейчас»
«Вчера у меня в подчинении было 10 человек, а сегодня 810. Не понимаю, как мне справиться»
Такие клиентские запросы не решаются коучингом в 1-2 сессии. В этих случаях требуется полная пересборка внутренней операционной системы человека. Чтобы это сделать, мы «зрим в корень».
Корневые способности руководителя
В концепции ВРЛ (Вертикальное развитие лидеров) есть такое понятие, как корневые способности руководителя. Это так называемые метаспособности или надспособности, которые влияют на качество и количество функциональных навыков и умений руководителя (умение принимать решения, планировать, разрешать конфликты, управлять вовлеченностью людей в команде и т.д.).
Посмотрим на примере дерева:корневые способности находятся в корнях дерева. От того, насколько развита корневая система, зависит здоровье, крепость и плодородность кроны.
Выделяют 3 вида корневых способностей:
1. Самоосознавание (квадрант «Я» по Кену Уилберу) — способность осознавать, как устроен мой внутренний мир и как этим разнообразием я могу управлять
«Способность самоосознавания помогла мне распознать за своим гневом на команду (который поначалу казался мне вполне справедливым и обоснованным) страх потерять свой образ успешного руководителя в проекте. Поэтому я изменил тактику коммуникаций с командой и в итоге все цели проекта были достигнуты» — Алексей, руководитель.
2. Осознавание перспектив (квадрант «Мы») — способность понимать других, смотреть на ситуацию с разных перспектив, выстраивать более глубокие человеческие отношения.
«Способность видеть и удерживать несколько перспектив одновременно помогла мне выстроить отношения в новой команде так, что эффективность команды выросла вдвое, несмотря на падение рынка» — Светлана, директор департамента.
3. Осознавание концептуальной сложности (квадрант «Оно») — способность системного видения, т.е. сколько я могу «уместить» в себе идей, смыслов, задач других людей, систем, системных связей, контекстов.
«Способность к системному мышлению помогла мне предложить компании программу развития лидерского потенциала в полной увязке с долгосрочной стратегией компании» — Арсений, HR-директор.
Корневые способности Достигателя, Индивидуалиста, Стратега
Рассмотрим корневые способности руководителя в логике действия Достигателя, Индивидуалиста, Стратега.
Это облегчит вам поиск своего места на “карте развития” и поможет понять, какие именно перспективы вас ожидают.
Достигатель
1. Самоосознавание
— У Достигателя (в отличие от Эксперта) уже появляется способность осознавать свои внутренние объекты: эмоции, ощущения, мотивы, паттерны мышления.
— Пока еще мыслит полярностями.
— Испытывает чувство вины, если не соответствует собственным стандартам.
— Не замечает своей Тени;
— Не замечает субъективности, скрывающейся за объективностью
2. Осознавание перспектив
— Расширенная перспектива 3-го лица (может видеть себя и
других как в прошлом, так и в будущем).
— Видит других через призму схожих целей, идеалов и ценностей. Рефлексирует о причинах (прошлое) и о целеполагании (будущее).
— Системные объекты (например другие департаменты в компании) находятся в фокусе внимания, но он воспринимает их как инструменты достижения своей цели/целей.
3. Осознавание концептуальной сложности
— Способен смотреть на ситуацию в целом, но в большей степени через определенный фильтр — через цель.
— Упрощает, чтобы справляться с комплексностью: создает свои системы координат, формирует планы, разделяет время на отрезки.
— Замечает линейные причинно-следственные связи. Например, цель не достигнута, потому что была сформулирована недостаточно конкретно или потому что не сформулировали цифровые показатели.
— Создает союзы, ориентированные на решение определенных задач/целей (например, проектная работа)
Индивидуалист
1. Самоосознавание
— Приветствует, изучает, раскрывает свою индивидуальность.
— Более комплексно воспринимает свой внутренний мир: субличности, роли, внутренние конфликты; различает более тонкие эмоциональные оттенки; дает больше внимания телесным ощущениям.
— Подвергает сомнению чужое мнение о себе. Понимает, что люди проецируют на других что-то свое.
— Осознает эмоциональную противоречивость. (Я одновременно и хочу участвовать в проекте, но при этом беспокоюсь за свои отношения с кем-то внутри этого проекта)
— Начинает осознавать собственную Тень. Почитать подробнее о Тени.
2. Осознавание перспектив
— Перспектива 4-го лица: способен наблюдать за собой (имеющего свое мнение, свои цели, ценности, идеалы) и другими извне системы, со стороны.
То есть я смотрю за какой-то системой как наблюдатель, одновременно наблюдая за собой. Допустим, я работаю в продажах и у нашего отдела конфликт с маркетингом. Я могу посмотреть на этот конфликт как бы со стороны, и одновременно заметить что со мной, когда я смотрю на ситуацию со стороны. См. изображение
— Уже понимает, что интерпретация реальности всегда зависит от позиции наблюдателя. Глядя как бы стороны, я все равно осознаю, что интерпретирую в любом случае.
3. Осознавание концептуальной сложности
— Есть углубленное понимание сложности и возникающих парадоксов. У Индивидуалиста между черным и белым видением мира появляется много других оттенков. Он понимает, что не все так однозначно. Что все зависит от ситуации, контекста и множества других факторов. Например, иногда чтобы решить какую-то сложную задачу, нужно просто расслабиться.
— Замечает полярности, но пока не управляет ими. Не может захватить обе полярности одновременно, а видит в один момент времени либо одну полярность, либо другую
Стратег
1. Самоосознавание
— Ясно осознает собственные внутренние паттерны, конфликты и эмоциональные реакции и способен управлять ими в моменте (сохраняя устойчивость, в отличие от более ранней ЛД). Или может взять их для дальнейшей рефлексии, если это будет необходимо.
— Способен понимать телесные и эмоциональные проявления.
— Прислушивается к интуиции.
— Способен воспринимать внутренние паттерны целостно, не разделяя на «хорошие» и «плохие».
— Интегрирует теневые аспекты в сознание.
— Запрашивает много обратной связи.
2. Осознавание перспектив
— Расширенная перспектива 4-го лица: наблюдает извне системы за собой и другими, включенными в историю и разные культурные аспекты, и чувствует себя при этом комфортно. Способность наблюдения за ситуацией
— Видит обобщенные системы: несколько взаимосвязанных систем отношений, процессов, внутренних и внешних – в связности. Смотря на компанию, мы можем видеть, какие есть отделы и направления сейчас. А можем смотреть исторический контекст — как это образовалось, с чего начиналось. А можем смотреть в будущее — куда нам важно расти. Можем смотреть во внешний контекст: как он влияет на нас, как он может развиваться.
— Осознает степень влияния друг на друга разных отношений и социальных систем.
— Может менять роли и стили поведения по своей воле, чтобы получить наилучший результат.
3. Осознавание концептуальной сложности
— Способен быстро оценивать ситуацию в целом и определять, что можно сделать, используя проверенную опытом обратную связь.
— Может справляться с парадоксами и находить решения запутанных дилемм без упрощения.
Как развить в себе корневые способности
Корневые способности можно и нужно развивать. Инвестируя свое время и другие ресурсы в развитие корневых способностей, вы вкладываетесь в свое вертикальное развитие — трансформацию вашего образа мышления (в отличие от горизонтального развития, которое акцентируется на развитии знаний и компетенций).
Для самостоятельной диагностики своих корневых способностей вам помогут следующие вопросы:
1. Самоосознавание:
- как я осознаю себя?
- как я осознаю себя в сегодняшнем дне?
- какие у меня мысли?
- что я думаю?
- что с моим телом?
- какие у меня эмоции?
2. Осознавание перспектив:
- как я осознаю других людей и отношения с ними? (вспомните какую-либо историю из своей жизни, где вы взаимодействуете с людьми — в настоящем или в прошлом)
- в чем моя потребность во взаимоотношении с людьми в этой истории?
- как я строю отношения?
- каких отношений у меня нет?
3. Осознавание концептуальной сложности:
- как я анализирую сегодняшнюю ситуацию в стране/в мире?
- на что я обращаю внимание, а что упускаю из внимания в этой ситуации?
Рекомендуем также проделать следующую практику:
Подумайте о вашей самой амбициозной цели, которую вы стремитесь достичь.
Задайте себе вопрос: какие корневые способности есть у меня сейчас и насколько они развиты и какими они должны стать, чтобы я смог добиться желанной цели?
Важно отметить, что корневые способности развиваются только через регулярную практику. Возможно, вам покажется сложным держать фокус на всех корневых способностях одновременно. Поэтому рекомендуем начать с какой-то одной, которая наименее развита у вас на сегодняшний день и постепенно добавлять остальные.
В Институте Коучинга во всех программах обучения и в индивидуальной работе сквозной линией проходит работа с корневыми способностями. Таким образом эти способности постепенно становятся встроенными в способ осмысления всего, что важно человеку.
Помните, все части дерева — длинные ветви, зеленые листья, сочные плоды — растут только благодаря силе корней. Корни не видны, не живописны и не вкусны, но закреплены в земле и соединяют с ней дерево, обеспечивая питание. Корни дерева очень сильны и могут расщепить любой камень. У ветвей, при всей их красоте, такой силы нет. Наша ответственность — заботиться о своих «корнях».
Комментарии