Top.Mail.Ru

Вертикальное развитие не должно быть самоцелью

Какие есть ограничения в развитии личности, и как преодолеть их. Что собой представляет вертикальное развитие. В чем заключается интегральный подход. Место культуры в личностном росте. Мифы о развитии личности.

Личностный рост через вертикальное развитие лидеров

Взросление нередко характеризуется стремлением «завершать проекты», которое зачастую незаметно подчиняет нас себе и определяет наше самовосприятие. Мы можем стремиться освоить профессиональную программу, получить научную степень, устроиться на новую работу, или добиться повышения по службе. Когда мы достигаем таких больших целей, то испытываем чувство целостности. Мы справились с задачей, которая взывала к нашим ценностям и смыслам. Мы продвинулись вперед. Наша нервная система расслабляется, когда мы отпускаем «педаль газа» усилий и действий на короткое, но такое приятное время.

Те из нас, кто занимается развитием взрослых людей, видят в этом дополнительное значение, поскольку мы понимаем, что завершение проектов сказывается на становлении личности. Но что если представления о развитии накладываются на наши врожденные импульсы, и само развитие становится для нас проектом, который необходимо завершить?

Как только мы приступаем к развитию, мы можем с легкостью идеализировать его высокие цели.

Хоть мы и считаем, что не следует отождествлять личностное развитие и рост с добротой, мы, тем не менее, можем предполагать, что менее развитый означает менее способный. Вполне незаметно мы можем легко принять идею о том, что более развитые люди «лучше» остальных. Мы становимся одержимы развитием, а наше собственное развитие превращается в бесконечный самоценный проект, который следует завершить.

Несмотря на то, что в нашей жизни существуют и менее достойные проекты, этот миф о незаконченной целостности порождает определенные проблемы. Наименьшая из них заключается в том, что наши представления о развитии зачастую грубо упрощают динамический и сложный процесс, который мы понимаем значительно хуже, чем нам хотелось бы думать. Подобные упрощения могут включать идею о том, что люди находятся на определенных «уровнях». Или что мы можем точно (хотя и достаточно вольно) оценивать возможности развития человека на основе его идей, ценностей или культурных норм.

Возможно, мы относимся к развитию как к многополосному шоссе с понятными выездами, как к ясному и понятному пути вперед к взрослой жизни с известными остановками, которые ждут нашего прибытия. Возможно, мы сглаживаем ключевые различия в разнообразии развития навыков и способностей или не замечаем, что такое развитие личности в контексте его отличия от культуры. Мы можем поддерживать неубедительный, но тем не менее влиятельный миф о развитии, который кажется «близким к действительности», но в конечном счете лишь подпитывает нашу одержимость завершить проект под названием «развитие».

Цена такого вольного и поверхностного отношения к идеям о развитии, которое едва различимо служит завершению нашего проекта развития заслуживает отдельного внимания. Такие убеждения могут привести к тому, что мы станем относиться к себе как к средству для завершения проекта. Мы уделяем больше внимания своим недостаткам, нежели достоинствам и талантам, считая свою самооценку неадекватной. Или же наоборот, мы можем не замечать собственных ограничений, показывая всем, какие мы яркие, умные и многогранные. В любом случае, нашему отношению к себе недостает непосредственности. Мы теряем связь с бесконечностью и таинственностью собственного внутреннего мира. Вместо этого мы становимся перформативной единицей подтверждения нашего проекта по завершению развития и достигаем понимания, как преодолеть ограничения.

Мы старательно избегаем контактов с самыми творческими и глубокими сторонами нашей личности – противоречиями, уязвимостями, ограничениями и недостатками. Предвзятое отношение к вертикальному развитию приводит к тому, что мы считаем свои ограничения провалом в развитии, или пытаемся их изменить. Одержимость идеей о том, чем является и чем не является развитие, приводит к тому, что мы теряем интерес к той части себя, которая смущает и поражает нас. Наша способность непосредственно переживать собственный опыт подавляется представлениями о том, что наш опыт говорит о нашем развитии.

Мы очень недооцениваем существенную творческую роль обстоятельств, роль культуры в личностном росте и взаимоотношений с другими людьми. Если мы будем относиться к своему развитию как к проекту, который нужно завершить, это может склонить нас к индивидуалистическому полюсу восприятию развития. Мы будем считать, что развиваемся в одиночку вместо того, чтобы понимать, что сформировались и развивались под влиянием взаимодействия всех окружающих факторов, с которыми мы связаны. Мы можем вкладывать силы в собственное развитие, как будто это исключительно индивидуальный проект и процесс, и упускать из виду ежедневные возможности учиться новому у окружающей среды и отношений с другими людьми.

Противоядие к зависимости от проекта по развитию личности начинается с интереса к его существованию и значению. Начнем с того, что мы можем воспитать в себе интерес к тому, что существует за пределами наших представлений о развитии.

Когда развитие «лучше»? Когда это может быть не так?

Кто я без моих идей о развитии? Как я относился бы к другим людям независимо от моих представлений о развитии? Кем я буду, если большая часть моих взглядов о развитии окажется заблуждением?

Далее, мы можем расширить спектр нашего видения через призму развития. Внимание к изменчивости и ее диапазону значительно поможет устоять против обольщения вертикальным развитием. Как наши способности меняются и приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам? Какие навыки из одной области деятельности мы можем применить в другой? Уделяя пристальное внимание навыкам и способностям, которые мы проявляем в различных обстоятельствах и взаимоотношениях, мы понимаем, как научиться гибкости в жизни у динамического аспекта нашего развития, вместо того, чтобы застрять и застыть на одном месте.

В конце концов, мы можем преодолеть искушение рассматривать себя сквозь призму развития и вместо этого погрузиться в подлинный опыт действительности, поскольку он творит нашу жизнь вместе с нами. Что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с неустойчивостью, смятением или беспокойством? Способны ли вы исследовать эту территорию с таким же интересом, с которым вы применяете на практике свои самые комплексные способности?

Цель этого коучингового совета не в том, чтобы опровергнуть или отвергнуть идеи развития, но в том, чтобы проявить творческое усилие, которое позволяет нам выйти за границы наших текущих обязательств и идей, которые нами обладают. Понимание развития, безусловно, может предоставить нам мощные инструменты, которые позволят нам изменить мир к лучшему. И если мы действительно всерьез относимся к развитию и благополучию, то мы можем исследовать, как эти идеи подчиняют нас, и что мы обнаружим, когда будем готовы заглянуть за их пределы.

В качестве антидота к этой «погоне за вертикальным развитием» можно взглянуть на то, что мы называем диапазоном развития. Он отличается от нашего «центра тяжести», абстрактного нормативного диапазона, в котором вы (или другие), как правило, проявляете уровень своего развития, но который уводит нас от особенностей нашей повседневной жизни.

Диапазон развития направляет нас к определенным обстоятельствам, поступкам и навыкам. Вместо обобщенных абстракций диапазон развития фиксируется на непосредственности многогранности нашего развития в зависимости от окружающих условий и обстоятельств. Концепция диапазона развития обращает наше внимание на динамические и относительные свойства наших навыков и поступков.

Тех из нас, кто ищет способы поддержать более продвинутые компетенции у себя, своих клиентов или других людей, и тех, кто предпочитает строгость и точность в процессе развития, я призываю к тщательному исследованию действительности здесь и сейчас. Как говорил Фрейд, давайте откажемся от фантазий о том, кем мы можем быть в пользу более близкого контакта с реальностью.

Если вы думаете о себе, своих клиентах, партнерах, сослуживцах или семье как о людях, которые находятся на определенном уровне развития, я советую вам вместо этого получше рассмотреть реалии, освещающие различные диапазоны развития. Комплексность развития – и остальные гештальты нашей идентичности – всегда сочетается с окружающей нас динамической средой и формируется под ее влиянием. Как только мы перестаем измерять самих себя, эта комплексность служит тому, чтобы принимать настоящее и сосредотачиваться на постоянно меняющемся опыте.

Такой взгляд на микропроцессы развития приводит нас к более глубокому пониманию того, как строить работу в области развития с собой, клиентами, командами, организациями и т.п. Помимо того, что диапазон развития помогает нам удерживать сокровенные очертания нашего жизненного опыта, он также помогает нам учитывать более концептуальные представления о развитии, которые, конечно, содержат долю истину.

Среди наших исследований в области разнообразия путей развития как непосредственности мы можем найти свободу от стремления расти вверх. Затем мы можем обращаться к полному спектру развития, который доступен для нас в любое время. Таким образом мы можем одинаково изящно расти как «вглубь», совершенствуя основы нашего развития, так и «ввысь», к новым возможностям.

Нестабильность — это хорошо

Проекты, которые мы стремимся завершить, показывают, как мы создаем мифы о личностном развитии, которые проливают свет на наши предрассудки относительно стабильности. В социальном плане полезно быть предсказуемым. Наша последовательность часто вознаграждается. Чем более постоянными мы выглядим, тем больше нам доверяют другие люди. Постоянство и устойчивость обеспечивают нас социальным капиталом. Во всех подобных случаях удобно казаться цельной и завершенной личностью.

Хотя нам хотелось бы представлять себя более цельными, исследования показывают, что наше поведение далеко не всегда стабильно и предсказуемо.

Десятилетнее исследование, проведенное Куртом Фишером в Гарвардской школе образования, показывает, что то, кем мы являемся, и на что мы способны, всегда вписывается в социальный, культурный и экологический контекст. Эти меняющиеся обстоятельства меняют и ваш способ самопознания. Изменения окружающих условий влияет на то, что вы можете и чего не можете сделать.

Это означает, что, несмотря на нашу любовь к стабильности, мы находимся в постоянном движении. Ощущение постоянного потока усиливается, когда мы обращаем внимание на наши способности к развитию. Обратившись к тому, как мы испытываем наши новые возможности, мы обнаружим, что наша личная / профессиональная жизнь часто требует новых ландшафтов. При обретении новых навыков, наши способности колеблются. Иногда за этими колебаниями следуют драматические последствия. С учетом того, что наши возможности меняются, колеблется наше отношение к себе. Хотя наша способность использовать свои навыки может стать более устойчивой в различных условиях, наш путь к развитию полон нестабильности, потому что мы колеблемся между прежними способами действия и вновь появляющимися навыками, которые нам необходимы. Хотя стабильность может быть результатом практики и тем, что мы высоко ценим, не стоит пренебрегать нестабильностью. Потому что последняя свидетельствует о том, что мы растем и развиваемся.

Если вы стремитесь быть человеком с высокими способностями, который сопереживает другим людям и оказывает влияние на окружающий мир, а также если вы хотите поддерживать других людей на пути добра, истины и красоты, позвольте себя заглянуть в неизвестность будущего – того, что недосягаемо для вас. Позвольте себе свободное падение без точной уверенности, кем вы являетесь. Наградой может стать более прекрасная жизнь для всех нас.

Об авторах

Роб Макнамара — ведущий специалист в области развития взрослых людей и человеческой производительности, консультант и коуч в сфере развития, сотрудничает с организацией Ten Directions. Опыт Роба включает сочетание интегральных практик и тренингов, развития взрослых людей и производительности человека. В рамках частной практики в городе Болдер, штате Колорадо, он работает с широким кругом клиентов, включая руководителей, профессионалов, студентов и аспирантов, а также спортсменов – от чемпионов средней школы до победителей олимпийских игр. Роб получил степень магистра в области трансперсональной психологии в Университете Наропы, а степень бакалавра по философии в Университете Саскуэханны. Написал книги «Прекрасное Я» и «Сила пробуждения».

Лорен Тенни — старший консультант, директор по разработке новых программ и главный редактор в Ten Directions. Обладает сертификатом коуча по подходу, основанному на присутствии в настоящем моменте, а также сертификатом фасилитатора в интегральном подходе к развитию, является членом тренинг-группы в программе по обучению интегральных фасилитаторов. В течение последних десяти лет она занималась вопросами человеческого развития, трансформирующего обучения, интегративных систем, стратегических коммуникаций и развития малого бизнеса. Лорен обладает опытом работы с многими современными инструментами для трансформации и сотрудничества, включая «Иммунитет к изменениям», «Социократия», «Холократия», «Процесс естественных перемен», «Развитие мировоззрения», «Путь совета», «Разработка пермакультуры», «Интегральная теория» и «Коучинг на основе присутствия». В качестве фасилитатора и коуча Лорен помогает отдельным людям, командам и небольшим организациям, которые сталкиваются с проблемами на пересечении межличностной динамики, видения, миссии и разработки процессов.

У Вас есть вопросы?

Оставьте Ваши контактные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Связаться с нами

Комментарии

Личностный рост через вертикальное развитие.

Умного жизнь ведёт, дурака — тащит
В чем состоит ценность вертикального развития. Как освоить логику действия ...
0
378
Вертикальное развитие для поддержки перемен
Чем вертикальное управление отличается от горизонтального. Какие существуют метанавыки и ...
0
391
Как вы не даёте компании двигаться вперед
Что нужно знать, чтобы внедрять инновации в бизнес. В чем ...
0
372
Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО