5 стратегий выживания

Стратегии выживания формируются в раннем возрасте. Так психика ребенка защищается от травматических событий. Эти стратегии перестают быть помогающими, когда человек вырастает. Во взрослой жизни они начинают нас тормозить, делать уязвимыми и неуверенными.
Людмила Купчина
Директор ЧОУ ДПО «Институт Коучинга», коуч-консультант, фасилитатор

Стратегия 1. Отсоединение от физического тела

Для того, чтобы добиться в бизнесе значительных результатов и принимать наилучшие решения, предпринимателю нужно быть в контакте со своим телом. Это — способность высокого уровня, которой владеют представители логики действия Стратега.

На консультации мой клиент рассказал, как тело подсказало ему верное решение и позволило избежать финансовых потерь:

«Когда мы с партнерами обсуждали варианты решений по проекту, я почувствовал, как мое тело стало выворачивать, появилась дрожь, а дыхание стало прерывистым. Состояние кардинально отличалось от обычного, и я взял паузу, так как не мог сосредоточиться и дать ответ. Я впервые доверился телесным реакциям. В этот момент от моего решения зависела судьба всего многомиллионного проекта. Хорошо, что я отложил его, потому что потом я узнал о множестве подводных камней. В итоге мы с моими сотрудниками смогли правильно распределить финансы и не потерять ни одного рубля».

Этот кейс демонстрирует важную способность, доступную руководителю с логикой действия Стратега — понимать свое тело.

Мы очень быстро теряем контакт со своим телом. Отсоединение происходит уже в детском возрасте. Поэтому Стратеги обязательно восстанавливают эту связь. Тело — точный индикатор происходящего, оно безошибочно предсказывает развитие событий.

Научиться понимать телесные сигналы можно, преодолев приобретенную в детстве стратегию выживания — потерю связи с телом. В детстве, не получая достаточного внимания от родителей, ребенок как бы говорит себе: «Ничего, я сильный и справлюсь со всем сам. Я просто не буду обращать внимания на мое тело, которое страдает без заботы и ласки».

Ребенок закрывается от болезненных ощущений и теряет связь со своим телом. Так формируется защитная броня, которая по мере взросления разрастается и становится жестче. Броня работает не только на своего обладателя, но и против него. Человек перестает слышать и понимать сигналы своего тела.

Развиваясь до логики действия Стратега, человек постепенно научается использовать сигналы своего тела как источник важной информации. Так, мой клиент из кейса в начале поста обратил внимание на телесные проявления, не проигнорировал их и в результате принял наиболее выгодное для себя и команды решение. Если бы он не придал им значение, проект принес бы убытки. Разобщенность с телом грозит человеку нервозностью, неспособностью принять верное решение, внутренним напряжением и неуверенностью.

Практика

Как преодолеть стратегию выживания и начать восстановление связи с телом? Начните регулярно наблюдать за своим состоянием. Для этого спрашивайте себя: «Что сейчас с моим телом? Что оно чувствует?». Если тревожит физическая боль, попробуйте выполнить следующее упражнение: сосредоточьтесь на какой-то проблеме, которая актуальна сейчас, а затем обратитесь к себе: «Что для меня важно?», «О чем я беспокоюсь?». Думая об этом, перенесите внимание туда, где сосредоточилась боль. Это упражнение полезно повторять и при хорошем самочувствии — просто направляйте внимание в разные участки тела и следите за тем, как оно реагирует. Поначалу реакции могут быть едва заметны, но со временем вы сможете улавливать малейшие изменения в теле и точно понимать, о чем они сигнализируют.

Стратегия 2. Отсоединение от эмоций

Мой клиент-предприниматель хотел открыть еще одну компанию, но боялся, что команда не поддержит его. Он опасался, что люди, которым он доверяет и на которых рассчитывает, откажутся пойти с ним в новый проект. Он так сильно соединился со своим страхом, что не мог прорвать этот кокон и начать действовать. Предприниматель все больше накручивал себя, но не решался поговорить об этом с сотрудниками.

С помощью специальных практик и упражнений он научился не только понимать свои эмоции, но и говорить о них. Мой клиент смог поделиться с сотрудниками опасениями. В результате те поддержали его, и он открыл новую компанию.

Неумение понимать и проговаривать эмоции может влиять на нашу жизнь. Научиться этому можно, преодолев 2 стратегию выживания — отсоединение от эмоций. Стратегия формируется в детстве, если родители пытаются регулировать проявления эмоций ребенка: «Почему ты смеешься? Ничего смешного», «Если будешь плакать, не получишь конфету». В итоге ребенок, стараясь соответствовать ожиданиям родителям, перестает осознавать свои эмоции и то, как они влияют на его жизнь. Он не замечает и не распознает эмоции других людей или вовсе «запрещает» их проявлять — как себе, так и окружающим.

По мере взросления стратегия не исчезает. Только на уровне логики действия Стратега человек полностью преодолевает эту стратегию.

Стратег соединяется со своими эмоциями. В разговоре он способен показать всю палитру — где ему страшно, где он злится, а где радуется или грустит. Он открыт и свободно говорит про то, что чувствует. Стратег проговаривает свою эмоцию и одновременно держит фокус на собеседнике, задает вопросы, чтобы лучше понимать его состояние.

Когда Стратег злится, он остается в плотном контакте с собой. Большинство из нас, испытывая гнев, позволяют эмоции на какое-то время захватить их. Стратег пытается понять природу своего гнева, расшифровать, что он означает. Например, если гнев появляется во время принятия решения, он говорит себе: «Я злюсь, потому что это не то, чего я на самом деле хочу. Сейчас я попробую найти другое решение».

Грустный Стратег — счастливый Стратег, потому что знает, как правильно грустить. Стратег использует грусть для сонастройки — с собой и другими. Он может поделиться своими чувствами, открыто рассказать, почему ему грустно, и также открыто спросить об этом другого. Проживая эту эмоцию вместе, люди устанавливают более доверительный контакт и начинают лучше чувствовать друг друга.

Когда Стратег испуган, он спокойно рассказывает об этом. Проговаривание любой негативной эмоции, в том числе и страха, лишает эту эмоцию силы. Страх, если о нем не говорить, будет захватывать и «включать» поведение, свойственное ранним, непроявленным логикам действия — Оппортуниста или Дипломата.

Если Стратег рад, вы об этом узнаете. Радость — эмоция, которую мы с удовольствием принимаем, быстро проживаем и легко отпускаем. Стратег не стесняет себя в проявлении радости, не «зажимает» эмоцию внутри, делится ей и открыто говорит о том, что рад. Многие боятся так поступать, потому что внутри есть установка: «Не говори об этом, если сейчас порадуешься, обязательно случится что-то плохое».

Практика

Предлагаю вам практику, с помощью которой вы сможете управлять эмоциями и применять их с пользой, как это делает Стратег. Хотя бы раз в день обращайте внимание на каждую из 4 базовых эмоций, спрашивая себя: «От 0 до 10 насколько мне сейчас страшно, радостно, грустно, злюсь ли я? А почему это происходит?». Отслеживая интенсивность эмоций, вы сможете регулировать, насколько они захватывают вас и не давать им разрастись. Так вы научитесь не только замечать свои эмоции, но и осознаете их влияние на ваши действия решения и жизнь в целом.

Стратегия 3. Недоверие миру

Стратег проявляет доверие к людям, говорит про то, что ему важно и не манипулирует. В его команде все сонастроены друг с другом. Стратег прислушивается к людям и может спокойно сказать на общем совещании, что был не прав или согласиться с противоположным мнением. Эта смелость дает возможность искренне сказать другому: «Я тебе доверяю». Он может доверять ведение бизнеса, решение задач, легко раздавать полномочия и делегировать, в отличие от Достигателя, который держит все в своих руках, контролирует, «доверяет, но проверяет».

Все это доступно Стратегу, потому что он преодолел третью стратегию выживания — недоверие миру. Эта стратегия формируется в детском возрасте. Когда родители говорят ребенку: «Ты хорошая девочка, а хорошие девочки так не делают» или «Какие еще танцы, мальчики должны играть в футбол». Ребенок учится не показывать взрослым то, что им не нравится, старается под них подстраиваться.

Такой ребенок, вырастая, продолжает подстраиваться, делать то, что хотят от него другие, и в результате забывает, кто он такой, чего хочет и что ему самому нравится. Внутри у него копится обида, зреет ощущение, что мир его предает. Отсюда решение быть манипулятором и не доверять людям, чтобы быть в безопасности.

Кейс

Мой клиент хотел инвестировать в развивающиеся компании. Инвестирование напрямую связано с доверием, ведь вы доверяете кому-то часть своего капитала. Мой клиент, несмотря на желание стать инвестором, боялся вкладывать свои деньги в чужие проекты и совершенно не доверял человеку, в чью компанию хотел инвестировать. Мы начали работать с темой недоверия и обнаружили, что он не преодолел эту стратегию выживания, сформированную в детстве. Еще ребенком он принял решение «прятаться от такого большого и непонятного мира».

Он понимал, что хочет инвестировать, но это невозможно без доверия людям, поэтому сначала он с моей помощью преодолел эту стратегию выживания. В какой-то момент мой клиент сказал: «Я понимаю, что без доверия к людям не смогу дальше развиваться, поэтому отпускаю свои страхи и доверяюсь миру». Теперь он, как и хотел, занимается инвестициями.

Практика

Если человек не преодолевает эту стратегию выживания, то не переходит в логику действия Стратега. Потому что уровень задач в этой логике очень высок. Масштаб вИдения Стратега простирается далеко за пределы одной компании. Его интересует то, как его компания влияет на мировые тенденции. Стратегия «недоверие миру» не дала бы ему возможности решать задачи на этом уровне.

Чтобы преодолеть эту стратегию выживания и научиться доверять миру, как это делает Стратег, предлагаю вам практику на сонастройку с другими людьми. Когда вы будете в окружении коллег, членов семьи, друзей, попробуйте измерить степень доверия к каждому отдельному человеку. Определите, с кем из них вы чувствуете себя спокойно и безопасно, а с кем испытываете тревогу, не можете довериться. Выберите одного человека, рядом с которым вы тревожитесь, и мысленно спросите себя: «Что происходит между мной и этим человеком? Что мешает мне быть ближе к нему?». Запомните все ответы, которые всплывут в голове, и спросите себя снова. Из всех ответов выберите тот, который вызывает наибольший отклик — это и есть истинная причина недоверия.

Практика может состоять только из внутреннего диалога. Но если у вас есть возможность, проговорите свои ощущения этому человеку: «Я бы хотел быть к тебе ближе, но не могу, потому что…». Регулярно сверяясь с внутренним «барометром» близости и задавая себе уточняющие вопросы, вы сможете научиться сонастраиваться с людьми и постепенно преодолевать стратегию недоверия миру.

Стратегия 4. Слабая, реактивная, несвободная воля

Стратег хорошо понимает иерархию власти и умеет эффективно взаимодействовать с людьми на разных ее уровнях. Человек в этой логике действия не испытывает страха перед теми, кто превосходит его рангом. Он проявляет себя свободно, спокойно обозначает свою позицию. Стратег мыслит и действует свободно, что помогает ему успешно реализовывать масштабные проекты.

Это доступно Стратегу, потому что он преодолел четвертую стратегию выживания — слабую, реактивную, несвободную волю. Она формируется в детстве, если родители не развивают в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, не дают проявляться как личность. Ребенок замыкается в себе и отдаляется, а родители вместо того, чтобы разобраться в причинах этого и поддержать его, пытаются сломать волю ребенка. Ведь это удобно, когда он податлив, спокоен, во всем слушается и не делает самостоятельный выбор — так с ним легче взаимодействовать.

Ребенок делает то, что говорят ему родители, потому что он слишком напуган, чтобы сопротивляться. Он привык, что родители постоянно давят на него и не воспринимают как личность. По мере взросления он все больше злится на своих родителей, а поскольку в его картине мира они — это власть, то он переносит эту злость на любую власть в целом. Ребенок переносит этот паттерн поведения на общение со своими друзьями. Затем эта модель поведения перетекает во взрослую жизнь на взаимодействие с коллегами в бизнесе. Такой человек несвободен, лишен воли, подстраивается под других, не учитывает свои приоритеты.

Человек, не преодолевший эту стратегию выживания, бурно реагирует на любое проявление власти, например законы и правила. Он не просто злится, сталкиваясь с ними, он старается любым способом избежать взаимодействия с властью.

Кейс

Моя клиентка была занята в большом экологическом проекте. Она сильно переживала из-за того, что ей постоянно приходится взаимодействовать с госструктурами, чтобы продвигать проект. Она не преодолела четвертую стратегию выживания, поэтому не могла побороть страх взаимодействия властью, из-за этого ее проект «завис» на годы. Мы выяснили, откуда взялся этот страх — она вспомнила, что в детстве на нее сильно давили родители, особенно отец. Мы начали работать с этой темой. В итоге моя клиентка справилась со своим страхом, научилась аргументированно обозначать свою позицию в диалоге с властью и продолжила работу над проектом.

Практика «win-win»

Если человек не преодолел четвертую стратегию выживания, при столкновении с властью он действует с позиции ребенка. В этом случае он бунтует, сопротивляется и не понимает потребности других людей. Либо же, наоборот, подчиняется и не осознает уже то, что нужно ему самому.

Чтобы преодолеть эту стратегию, нужно научиться при взаимодействии с властью вести себя с позиции взрослого. Для этого я предлагаю своим клиентам практику «win-win». Вспомните ситуации, когда вы, встречаясь с проявлением власти, подчиняетесь в ущерб своим приоритетам, а когда, наоборот, бунтуете без надобности. Предлагаю подумать, как выйти из таких ситуаций «win-win», то есть без проигравших. Как поведете себя, чтобы не поступиться своими потребностями, не вступая при этом в конфликт? Источником власти в этом случае может быть кто угодно: руководитель, деспотичный родитель, более успешный приятель.

Постепенно такой анализ войдет в привычку. Оказавшись в подобной ситуации, вы сможете быстро прокрутить в голове старые тактики поведения и вовремя заменить их на новую.

Стратегия 5. Закрытое сердце, отсоединение от сексуальности

Пятая стратегия — самая поздняя. Человек приобретает ее, когда становится готов к яркости чувств сексуальности.

Закрывать свое сердце ребенок учится, когда родители не отвечают на его проявления любви. Многие родители сами не преодолели пятую стратегию выживания, и их «закрытые сердца» не позволяют показывать чувства и проявлять нежность к ребенку.

Отсоединение от сексуальности происходит, когда ребенок начинает проявлять сексуальность и чувственность, а родители стыдят его за это. Ребенок учится это скрывать, а позднее начинает стыдиться своей сексуальности.

Вырастая, человек, не преодолевший эту стратегию выживания, проводит четкие границы между сексуальностью и сердцем (чувствами). Он может ощущать сильное влечение либо испытывать любовь, но не способен чувствовать и то и другое одновременно. Если человек преодолел эту стратегию выживания, в его жизни одновременно присутствуют и любовь, и секс.

Пятая стратегия выживания влияет не только на личную жизнь, но и на бизнес. В работе человек с открытым сердцем уважает своих коллег, искренне подчеркивает их достоинства. Это помогает развивать бизнес, налаживать партнерские отношения. Если у руководителя «закрытое сердце», он подавляет свои эмоции и чувства. Это негативно сказывается на сотрудниках и делах компании, так как руководитель не способен дать качественную обратную связь и обеспечить теплое человеческое взаимодействие в команде.

В логике действия Стратега человек преодолевает эту стратегию выживания. Его сердце открыто, а сексуальность проявлена. Он способен выстраивать гармоничные рабочие и близкие отношения, потому что понимает, что в открытом сердечном контакте заключена мощная энергия для развития.

Чтобы преодолеть эту стратегию выживания, нужно открыть сердце и дать проявиться сексуальности. Для этого предлагаю вам две практики.

Практика «Дыхание сердца» — особый способ чувствования своего тела.

Сядьте удобно и закройте глаза, начинайте спокойно дышать. Почувствуйте, как дышит ваше тело. Заметьте, что оно может дышать самостоятельно. Переместите свое внимание в центр грудной клетки. Представьте, что сейчас дыхание идет не через горло, а напрямую через ваше сердце. Оно дышит через вашу грудную клетку. Можете отмечать любые ощущения, которые возникают в грудной клетке. Возможно, вы заметите ощущение тепла в груди.

Когда вы откроете глаза, ваше внимание пойдет за взглядом. Постарайтесь оставить часть внимания во взгляде, а часть в грудной клетке. Попробуйте сохранить это двойное внимание как можно дольше.

Сохраняя двойное внимание, попробуйте ощутить человека. Неважно, находится ли он в той же комнате, что и вы, или его нет рядом.

С одной стороны вы чувствуете свое сердце, с другой стороны вы чувствуете присутствие другого человека и как это — быть другим человеком.
Можете отметить, чему и кому вы открыты больше, а чему и кому — меньше. Особенно отметьте тех людей, при мысли о которых ваше сердце закрывается. Просто отметьте это. Чувствуйте и замечайте, как дышит ваш сердце и как вы практикуете двойное внимание.

Практика «Разговор со стыдом» поможет вам принять свою сексуальность и растождествиться с чувством стыда.

Выберете партнера, с которым вам безопасно. Это может быть мужчина или женщина. Сядьте напротив друг друга и поделитесь историей про сексуальные отношения. Это должна быть история, которая вызывает у вас чувство стыда. Стыд — особенная эмоция, она помогает перестать бояться быть уязвимым и открытым. Когда вы испытываете стыд, то можете видеть себя как бы со стороны. Это дает импульс к трансформации.

Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО