Кто такие коты?
Современная ИТ-команда — это представители поколения Зумеров или Z (по теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хауса). Характеристику этого поколения хорошо показало недавнее исследование Сбера на тему поколений и их предпочтений.
Поколение Z – люди, рожденные в 1995-2010 году. То есть сейчас им 13-28 лет.
Почему именно их называют котами или чем характеризуется это поколение?
- 1. Воспринимают краткую и наглядную информацию:
— средний период концентрации на объекте – 8 секунд;
— иконки, смайлики, картинки, вместо текста;
— такие сотрудники могут сказать: “слишком долго и непонятно”.
- 2. Партнерские отношения без пиетета к старшим и авторитетам:
— общаются свободно и на равных;
— ориентированы на партнерские отношения;
— не любят иерархии и ранги;
— такие сотрудники могут запросто похлопать по плечу СЕО и сказать: “классная презентация”.
- 3. Главный запрос от жизни – быть счастливым:
— наслаждение жизнью важнее работы 24/7, ведь ценно каждое мгновение;
— успех не измеряется богатством и статусом, он измеряется разнообразием и удовольствием;
— работа должна приносить удовольствие и доход, не отнимать много времени.
- 4. Саморазвитие – ценность:
— такие сотрудники много говорят и делают для своего саморазвития и самосовершенствования;
— это означает не только развитие себя в профессии: актерство, клоунада, музыка, различные практики осознанности, творчество — они интересуются всем, что помогает быть счастливым.
- 5. Короткий горизонт планирования:
— горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ;
— но абсолютно не работает в случае приобретения жилья: зачем это делать, если это может сделать меня несчастным, привязав обязательствами и местом дислокации?
— нет устойчивых предпочтений стилям, брендам, авторитетам.
- 6. Быть одиночкой – это провал и выпадение из социума:
— одиночество не означает независимость и свободу;
— важно быть постоянно на связи;
— ценятся те качества, которые позволяют легко общаться.
- 7. Неправильный выбор – катастрофа:
— ошибиться в ключевом выборе нельзя, ведь тогда под угрозой счастье;
— страх необратимости сделанного выбора;
— зачем что-то приобретать (недвижимость, машины), обременяя себя возможностью сделать неправильный выбор, если есть шеринговая экономика.
Узнаете в этом описании кого-то из членов своей команды?
А может быть узнаете себя?
Как пасти котов?
Ниже я приведу 5 практик, которые мы используем на стратегических сессиях. Они помогают повышать эффективность команд, для которых важны ценности поколения Z.
- 1. Упаковывайте ценности в визуальные образы, объясняющие сложные стратегии и концепции на одном слайде.
Одна из ключевых концепций руководителя сегодня – умение очень емко, быстро и визуально красиво упаковать всю стратегию развития компании или департамента на одном слайде. Молодые сотрудники плохо воспринимают двухдневные отчетные конференции. Важна максимально наглядная коммуникация: вместо регламентов и протоколов — короткие гайды, дорожные карты.
На стратегических сессиях мы практикуем 10-15 минут выступления СЕО, похожие на стенд-апы, в которых они визуально упаковывают стратегию развития компании.
А дальше намного больше времени уделяется сессиям вопросов и ответов сотрудников.
- 2. Создавайте неформальные правила взаимодействия и интегрируйте их в коммуникацию.
Сотрудники поколения Z плохо приживаются в регламентах, которые нужно долго читать. Им намного проще в манифестах, правилах общежития, библии команды и т. д.
И в этих манифестах должны быть очень простые “мемные” правила взаимодействия. “Не ставь Роналду на ворота”, “Лошадь сдохла – слезь”. Просто, емко и понятно.
А главное, можно придумать веселые карточки для офф-лайна или стикеры для чата, чтобы быстро дать понять коллеге о том, что он “перевешивает обезьяну”.
Такие правила взаимодействия создаем на стратегических сессиях, которые компания принимает как устав и некий “культурный код” и договаривается следовать ему.
- 3. Создавайте пространства для обратной связи.
С одной стороны, представители поколения Z не очень любят обратную связь, так как она не делает их счастливее. С другой, предпочитают говорить как есть без обиняков. Остается только выбрать правильный формат для обратной связи: чтобы она не ранила, но была исчерпывающей.
Для этого на стратегических сессиях мы обеспечиваем два важных аспекта:
— создаем визуальное панно, на котором каждый может поблагодарить своих коллег или написать про точки напряжения;
— организуем по специальной технологии сессии живой обратной связи, где каждый может объяснить друг другу, что именно он имел в виду и найти пути разрешения напряжений.
- 4. Работайте с целями развития и личными планами развития каждого.
Главный приоритет представителя поколения Z – быть счастливым. И это не только про рабочие задачи, но и про саморазвитие, в которое входит и творчество, и коммуникация, и другие сферы жизни, и еще много чего.
Поэтому важно обсуждение как общей стратегии развития компании, так и личных планов отдельного сотрудника: как и где он видит себя на карте развития всей компании.
- 5. Соблюдайте ритмы.
Ну и то, без чего все вышеописанное не будет лететь долго – ритмы. Ниже наглядно представлено как часто стоит пересматривать все вышеперечисленные пункты – для синхронизации действующей команды и “новичков”. Эти пять практик позволят повысить вовлеченность сотрудников поколения Z.