Top.Mail.Ru

Почему руководителю так сложно быть аутентичным

Интервью с Александром Савкиным про аутентичность в бизнесе

Аутентичность, то есть подлинность, входит в набор метанавыков, необходимых современному руководителю как воздух. Метанавыки, в свою очередь, позволяют руководителю создать новое качество контакта с людьми, стать гибким в управлении, адекватно использовать различные способы влияния в зависимости от ситуации и задач. 

Интервью

— Александр, аутентичность, часто слышимое сейчас слово — это дань моде или ответ на вызовы времени?

— Думаю, это предчувствие того, что крайне важно привнести в бизнес, чтобы отвечать на вызовы, которые встают перед бизнесом. Аутентичность — это один из метанавыков, и я убежден, что следующий шаг — это запрос на весь набор метанавыков.

 

— Что такое аутентичность для человека бизнеса?

— Синоним аутентичности — это слово «конгруэнтность». Конгруэнтность себе настоящему. Часто мы говорим: «Я такой!» При этом человек настолько встроен в социум, что забыл —  кто он? Чего хочет? Что ему важно? Но он точно знает, что от него требуют, что от него ждут. И поэтому играет роль. Так вот, быть аутентичным — это не игра отведенной социумом роли, а соответствие себе настоящему.

 

— Чем этот навык руководителя может быть полезен?

— Это чувствуется интуитивно. Например, вы приходите в магазин, видите два вида яблок — глянцевые, ровные и менее привлекательные с виду, разного размера. На ценниках неказистых с виду написано — «натуральный продукт», а на красивых — «идентичный натуральному». Понятно, что люди интуитивно выбирают натуральное. Также и в отношениях в бизнесе. Если человек натурален себе, если он живет из себя, а не из того, как принято, возникает ряд добавочных стоимостей.

 

— Хорошо, становится руководитель сам собой, а как же маска «я — начальник»?

— Я — начальник, ты — подчиненный: я веду себя так, ты ведешь себя эдак. Есть четкие правила, по которым взаимодействует коллектив. Так вот, вызов современного бизнеса заключается в том, что власть как таковая не сконцентрирована в руках одного человека, а перераспределена. Складывается ситуация так называемого меняющегося лидерства. При ней «растворяются» старые правила, но снова и снова — для конкретной ситуации, для нового проекта — создаются правила новые.

Мне очень нравится высказывание: уколы протезам не помогают. Невозможно создать живое из мертвого. Если мы хотим создавать живое, гибкое, подвижное, мы должны быть живыми, гибкими, подвижными. И поэтому лидерам, руководителям нужна настоящность.

 

— Вы встречали аутентичных руководителей? И как с ними работать?

— С ними — неоднозначно, это не то, что будь аутентичным и будет тебе счастье. С ними сложно, потому что «честно». Человек ведет себя, исходя из своих потребностей, ценностей, своего видения. Но это не самодурство: «я такой»; в этой неопределенности для сотрудников много определенности. Потому что они видят, что руководитель действительно «такой» и что он говорит правду. Когда же заметно, что руководитель играет роль, сотрудникам не понятно, что там за маской, что от него ожидать.

Мне рассказывали, что в первую очередь с аутентичным руководителем возникает расслабленность, когда люди не тратят энергию, чтобы вычислять, а что начальник думает, а как он себя поведет, а что он сказал тому, когда он мне сказал это… Если он злой — значит он злой, если печальный — значит печальный, но, главное, если он говорит, что это — правда, значит это — правда.

В этом прежде всего ценность аутентичности. Анализируя рассказы моих слушателей, понял, что существует очень мощная корреляция между аутентичностью и уровнем развития руководителя. Однажды мне сказали, что руководитель ходит босиком в офисе. Это шокирует всех, но он продолжает ходить босиком. Сотрудники его боятся, стараются в кабинет лишний раз не заходить, но… все его очень уважают и смело идут к нему, когда возникает действительно серьезный вопрос, потому что он всегда даст честную обратную связь, он супер-эксперт, всегда подскажет, поможет.

Когда руководитель аутентичен, это самому сотруднику дает право быть самим собой. Логика руководителя: «Я аутентичен, ты находишься в моем поле и тебе, тоже аутентичному, со мной должно быть хорошо». Руководитель начинает думать, что он проявляет свою аутентичность, естественность, конгруэнтность так, чтобы и сотрудники вместе с ним чувствовали себя комфортно. Все до одного отмечают, что когда руководитель аутентичен, это дает право и сотрудникам быть настоящими.

Но в этом есть и серьезная проблема: не каждый руководитель готов видеть — какой он настоящий, что он хочет на самом деле? Первая попытка посмотреть на себя со стороны часто оборачивается выводом «я не знаю, чего я хочу; мне проще быть автоматом».

 

— Почему сложно стать таким, какой ты есть? Почему сложно быть аутентичным?

— Очень привлекательно быть естественным, натуральным, аутентичным, живым, но на пути к этому есть сложности. Первая состоит в том, что, к сожалению, многие люди не обладают таким метанавыком, как осознанность. Часто люди вообще не осознают, как они себя ведут: в каких ситуациях, по каким причинам они ведут себя так или иначе. Их действия механистичны, движения, слова, поступки — череда повторяемости. Это как раз та самая ситуация, когда человек ведет себя предсказуемо. Но сам человек этого не осознает.

Вторая сложность — человек развивает в себе этот метанавык, начинает видеть и нередко пугается того, что он видит, — работает как автомат, но как быть не автоматом, не знает. На этом этапе ему может показаться, что «страдать легче, чем меняться», он не может просчитать последствия того, что произойдёт, если начать меняться.

Третья сложность — предположим, человек сформировал свое намерение меняться и начинает двигаться в этом направлении, но тут возникает два интересных эффекта.

Первый — система, то есть окружение, человека не отпускает. В первую очередь бьют тревогу родные и близкие. Когда человек вдруг начинает меняться, им становится беспокойно, непонятно, тревожно. Тогда они сознательно или бессознательно делают так, чтобы он вернулся, так сказать, на прежние рельсы. Это происходит через манипуляции, упрёки, обиды, через какие-то «Ты меня не любишь, не ценишь, ты стал холодным».

Второй — если это руководитель компании, то сотрудники, менеджеры, подчиненные тоже видят, что человек меняется, а их действия те же. Они ощущают тревогу, небезопасность, непредсказуемость человека и пытаются его опять вернуть в прежнее русло, законсервировать.

Но если человек даже в этой ситуации говорит: «Нет, я все равно буду меняться», — то еще одно препятствие встает на его пути. Дело вот в чем: когда нам становится хорошо, то это настолько непривычно, что мы не способны долго находиться в этой «хорошести». Представьте ситуацию: человек не привык, что его благодарят. Но вдруг его начинают благодарить, отмечать его заслуги и говорить ему об этом. И в один момент он не выдерживает: «Прекратите, пожалуйста, эту пытку, я больше не выдерживаю». Ему говорят: «Спасибо тебе за это, спасибо за то, благодаря тебе…», — человек краснеет, бледнеет, обливается потом и умоляет, чтобы это прекратили.

Вот пример того, как удержаться в изменениях, увидеть хорошее, привыкнуть к хорошему, учиться этим пользоваться: вождение машины. Мы мечтаем о машине, уже получили права, уже садимся за руль и можем ехать, куда хотим — свобода. И тут, о, ужас, при первой самостоятельной поездке подъезжаем к сложному перекрестку, в голове: «Как, кого пропустить, каким бортом разойтись, а-а-а, уже светофор мигает»… Какие там знаки, сердце колотится, по спине — струя пота; добравшись до работы, измотанные, падаем в кресло, а в голове предательские мысли: «Может, опять на метро?». И только через полгода, через год появляется удовольствие от езды. …Конечно, аутентичность — это работа вернуться к себе настоящему, но в конце ее — очень хороший бонус. Натуральность — она того стоит.

 

— Александр, можете привести пример, когда руководитель в работе с собой себя лучше узнал, стал применять эти знания и это положительно сказалось на деле?

— Их множество. Помню интересный случай из практики: на солидное московское совещание со значимой аудиторией от большой компании должен прийти менеджер и выступить. И все бы ничего, в компании есть такой менеджер, действительно умница, но проблема состояла в том, что он не умел выступать перед аудиторией. Нужно было за день подготовить его. Сложный случай: ничего, кроме «я люблю строить дома» не получалось. Многое перепробовав, предложил ему образ: представить, как он в свои сто лет будет рассказывать о своем отношении к построенному. И тут он встал и..: «Я долгие годы думал, что строю дома. Нет, я всю свою жизнь создавал любовь». Он стал говорить не о стройке, не о кирпичах… Он говорил, а у меня — слезы…

Вот это и есть аутентичность — это не то, что ты говоришь «стройка, дома», это когда ты соединен с чем-то большим внутри себя…

 

— Есть ли у аутентичности цена?

— За все надо платить: чтобы жить — надо платить, чтобы казаться живым — тоже надо платить. Это всегда выбор. Карл Юнг говорил, и это я постоянно цитирую, что все мы рождаемся подлинниками, но подавляющее большинство умирает жалкими копиями. Что ты выбираешь: подлинность или копию? Цена есть.

 

— Для самодиагностики: как человеку понять, что у него с аутентичностью?

— Я бы предложил не через голову заходить в аутентичность, а через ощущения. Вот небольшой тест — это очень мощная практика, представить себе, что ты соединен с собой и очень глубоко. Что ты чувствуешь, ощущаешь, осознаешь? Что ты хочешь в каждый момент времени? И даже если тебе трудно на эти вопросы ответить, просто представь, что это есть. Дальше позвольте своему телу занять то положение, которое соответствовало бы тебе аутентичному — как бы ты сидел, смотрел, как изменился бы твой голос, как бы молчал? И тут вопрос: что ты чувствуешь сейчас, какое качество мыслей, какие ощущения в теле — напряжение или легкость?

Следующий вопрос: как часто ты бываешь в таком состоянии настоящности? Какие в нем плюсы, а в нем море плюсов. Как правило, люди отвечают: здесь я живой, там я тоже живой, но здесь я живой по-настоящему!

Это такой маленький тест позволяет увидеть, как часто люди бывают в этом состоянии. Потом смотреть, как его переносить в жизнь. Это очень важно: есть аутентичность, есть внутренний наблюдатель, который смотрит, а чему ты в себе аутентичен. И есть то, что называется ответственность, ее никто не отменял. Это не то, что ты вот такой и трава не расти, нет, но ты можешь вести себя, исходя из того, что ты настоящий, живой, но разный в каждой ситуации…

Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО