Шалва Амонашвили — создатель направления гуманной педагогики, доктор психологических наук, академик РАО и автор более 70 книг о воспитании детей. Те, кому довелось встретиться с ним вживую, подмечают, что Шалва Александрович — человек уровня Алхимик: по методолгии вертикального развития личности к этому типу принадлежит меньше 1% людей. Он говорит такими символами и метафорами, которые проникают и в ум, и в сердце.
О жизни
Мир такой, какие мы в этом мире. Мы видим не глазами. Суть глаз — в нашем духе. Мы видим через свой опыт и знания.
Время — не деньги. Оно гораздо больше чем деньги. Время — счастье. Тут всё. Момент бытия. Бери каждый божий день.
Дело может погружать в материальный мир, а может в духовный.
Босс должен быть простой и понимающий. Наведи справки о том, как живут сотрудники. И помоги им, от этого бедным не станешь.
Если с тобой работают умные люди — дай им свободу и радуйся. Если глупые, и ты не можешь найти им применения — отпусти и помоги устроиться.
Любовь — это и есть смысл жизни. Любовь, которая через меня транслируется в этот мир. Для этого важно отслеживать чистоту своих мыслей.
Счастье — это работа. Я работаю волшебником. Будьте волшебником в жизнях других людей. Делайте маленькие чудеса для них. Улыбка, взгляд — нам так мало надо. Сервантес говорил: «Ничто не стоит так дешево и так дорого, как простое «спасибо».
Мы правдивы тогда, когда искренне верим в свои идеи. И если мы при этом ошибаемся, это не будет грехом.
Вера — это предчувствие знания. Можете кому-то показать свой сон? Нет. Но вы же его видели.
Третьяков видел свою миссию так, чтобы богатство возвращалось в общество через благие учреждения. Что ты выбираешь: 100-метровую яхту с золотым унитазом или Третьяковскую галерею?
Безвыходных положений не бывает. Всегда есть выход. Помните — лягушка, молоко? Барахтаться нужно с умом.
Солнце восходит — начинается жизнь. Солнце заходит — тело отдыхает, душа работает.
О судьбе
Жаловаться — это пустое. Трата психической энергии. Нужно, чтобы сознание что-то меняло.
Что мое дело? Всё. Я не маленький человек. Если считаешь себя маленьким — принижаешь и себя, и меня. От нас зависит судьба мира.
Человека без ударов судьбы не бывает. Они выписаны нам от рождения. Кому-то больше, кому-то меньше. В них уроки. Избежать не можем. Но можем эти удары смягчить.
Мы — инопланетяне. Пришли в этот мир из другого. Пришли в командировку, чтобы совершить нечто. Сколько дней командировка — не знаем точно. Но знаем, что дни сочтены. Я живу по дням с 48-го года. День рождения — каждый день.
Так зачем я пришёл? Что должен свершить? Я пришёл, чтобы совершенствовать дух. Дух приобретает мудрость и опыт в теле.
Изначальная энергия — энергия мысли. «Сначала было слово». Загляните в свои мысли (имеются в виду и мысли, и эмоции, и ощущения) — есть ли там чистота? Там порядок? Чего вы хотите? Больше удовольствий? Ругаетесь? Материтесь? Жизнь такая, какие наши мысли.
У Бога нет своих рук, ног, глаз и ушей. Он видит и слышит через нас. И действует через нас.
Любовь — это качество Бога в нас. Если кого-то любите, а меня нет — это избирательная любовь. Если любите кого-то за что-то — это желание получить у него что-то.
Любить всех. Мыслить чисто во благо всех. Пока не встретил человека — полюби его заранее, а как встретишь — полюби в два раза больше.
О воспитании
Каждый человек — алмаз, и от человека зависит, сделает он из него бриллиант или нет. А за счет чего делаются бриллианты? За счет других людей. Они — «точилки» моего духа. Вот прямо сейчас я об вас шлифую свой алмаз. 8 миллиардов людей родились, чтобы помочь мне отшлифовать свои грани. А я — чтобы помочь им.
Истинное воспитание — воспитание самих себя. У этого процесса нет конца и начала.
Дети — это не смысл жизни, а цель. Цели временны, смысл постоянен. Цели должны быть высокими. Они как ступени ракеты —- поднимают на новую высоту. Создать шедевр отцовского или материнского искусства.
Дети — это землетрясение в семье. Уроки часто непростые.
Детей надо воспитывать не для себя, а для человечества. Как ты будешь воспитывать своих детей, такой и будет жизнь.
Мама злится — ребенок не воспитывается. Одна женщина очень злилась и изобрела такой метод: дома падала на пол и кричала «Помогите! Помогите! Я сейчас лопну!» Так и преодолевали злость в семье.
Каждый, у кого есть дети — педагог.
Обучение — только часть воспитания. Оно дает знания, но не дает отношения к знанию. Нет отношения к знанию — нет мотива. Нет мотива — нет радости.
Наличие любви в образовательном процессе помогает ускорить обучение в два раза. Об этом говорил Иоганн Генрих Песталоцци. Важна генетика речи — объятие, рукопожатие, добрый взгляд, улыбка.
Масару Эмото делал эксперименты со структурой воды. Надписи «я тебя люблю» и «я тебя ненавижу» по разному меняют структуру кристаллов. Мы на 90% состоим из воды. А значит своими словами, взглядами и мыслями структурируем людей и воду.
Говорите с ребенком о жизни, а не об отметках. Мы не ставим отметок. Мы говорим: вот задача, давайте решим ее удивительным способом. Чтобы нравился сам процесс.
Оценка — это похвала, взгляд. Отметка — цифра. Отметки — это беда в образовании. Их ввели вместо розг. Получил плохие отметки — наказали родители дома.
Гуманность в переводе на санскрит — Umen, что означает смертный человек, ищущий себе бессмертие.
Альпинизм духа. Представьте свои духовные вершины. Вершина доброты. Вершина любви. Вершина отзывчивости. Взойдите на них и не спускайтесь.
Комментарии