Первая группа. Личностные характеристики
Все, что описано в этой группе, просто характеризует взрослого зрелого человека со сформированной и устойчивой жизненной позицией. Конечно, эти характеристики важны не только для руководителя-интегратора, но для него они необходимы.
- Ответственность — полностью отвечает за свою жизнь, принимает последствия своих решений и поступков. Осознает свой круг влияния, не стремится менять других, меняет свое поведение.
- Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
- Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
- Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствует добро и зло: ориентируется на ценности в поступках.
- «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
- Проактивность. Занят не собой, а своей жизненной задачей. Действует максимально проактивно и целенаправленно. Привычка формулировать видение и выстраивать свою деятельность в его свете, используя его как фильтр. Не боится ошибаться.
Принятие себя и других такими, как они есть. Интерес к людям, видит их силы и ресурсы, с позиции «человек сам имеет все, чтобы решить свои задачи». Позиция безоценочная и теплая, принимающая, при этом без стремления «взять на себя» задачи и проблемы другого. Интерес к различиям.
Вторая группа. Метанавыки
Под словом «Метанавыки» чаще всего понимают способности, лежащие в «основе» навыков, то, на что навыки опираются и откуда «растут». Также этим словом обозначают отношение, чувства, которые возникают в процессе деятельности, то, с каким «окрасом» вы ее осуществляете.
Нам было не просто отделить эту группу от первой. Мы опирались на то, что проявление метанавыков все-таки можно наблюдать в поведении руководителя — по косвенным признакам или по обратной связи.
И также мы основывались на том, что их можно развивать, наработать. Хотя, конечно, вы можете увидеть прямую связь метанавыков с личными характеристиками и их взаимозависимость.
- Осознанность — способность в любой момент времени направлять и удерживать внимание на свои «внутренние» объекты — мысли, эмоции, ощущения, а также наблюдать их и констатировать как факт.
- Аутентичность и проявленность — способность быть подлинным, искренним, конгруэнтным (говорить и «показывать телом» одно и то же) в коммуникации, выстраивать подлинные, искренние отношения с партнерами.
- Сопереживание, эмпатия — способность открыться навстречу разным переживаниям другого человека, понять и почувствовать, чем живет другой. Способность чувствовать, интуитивно понимать, что происходит в моменте с другим человеком, вставать на его место, «в его тапочки».
- Внимательность. Способность замечать «незаметное». За этой способностью и интерес, любопытство к природе явлений и человека, и внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам человек не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание.
- Гибкость — способность выбирать и реализовывать различные способы действия в зависимости от ситуации. Гибкость — это широкий поведенческий репертуар, высокая обучаемость: быстрое включение нового поведения в повседневную деятельность, непривязанность к каким-либо стереотипам поведения.
- Способность варьировать степень своей активности, энергии, влияния в зависимости от ситуации. В менеджменте это выражается в гибкости стиля управления — вся линейка директивных/недирективных методов используется адекватно задачам и ситуации (демократура).
- Способность «сидеть в огне конфликта». Уверенность и спокойствие в ярко эмоционально окрашенных ситуациях проявления различий.
- Интегральная информированность и системное мышление. Способность видеть все аспекты рассматриваемой ситуации, всю систему, ее элементы, многоуровневость, взаимосвязи. Способность создавать системы и модели, структурируя информацию.
Толерантность к различиям — способность замечать различия людей и признавать их, искать синергетические эффекты (если в команде все думают одинаково — кто-то лишний).
Третья группа. Знания и умения
Основная сложность в приобретении нижеуказанных умений состоит в том, что людям очень сложно удерживаться от проекций, переносов, интерпретаций, и в том, что люди даже не осознают, что они каким-то образом привносят себя, если не прямыми советами, то вопросами, подводя другого человека к «правильным» решениям. Поэтому без метанавыков и соответствующих личностных характеристик не обойтись.
Основные умения интегратора:
- Коммуникативные
- Устанавливать доверительный контакт с сотрудниками, коллегами, командой. Уметь слушать так, чтобы собеседник хотел рассказать все и более того
- Оперировать в разговоре фактами, избегая интерпретаций
- Замечать изменения эмоционального состояния других людей
- Отзеркаливать и резюмировать в разговоре — содержание, суть послания и эмоции, окрашивающие это содержание для достижения настоящего взаимопонимания
- Задавать вопросы, глубже раскрывающие содержание обсуждаемого, побуждающие к обдумыванию
- Использовать поддержку и вызов, исходя из мотивации сотрудников и в зоне их ближайшего развития
- Управление собой
- Ясно формулировать свои потребности и цели
- Осознавать свои мотивы и смыслы в деятельности
- Определять свой эмоциональный фон и намерения «в моменте», а также свое влияние на собеседника(ов)
- Генерировать ресурсное состояние и состояние «наблюдателя»
- Видеть в себе «дуэт двух частей»: руководителя и интегратора, их намерения, различия намерений, и управлять этими частями
- Осознавать свои сильные и слабые стороны и уметь их сочетать и компенсировать
- Владение технологиями
- Медиация — разрешение конфликтов
- Фасилитация групповых обсуждений, разные форматы фасилитируемых процессов
- Гибкое управление проектами
- Создание «основы здоровья» коллектива
- Технология поддерживающей и развивающей обратной связи
- Технологии принятия решения в группе
Знания
- Закономерности развития компании
- Закономерности развития коллектива
- Психологические механизмы, лежащие в основе продуктивной деятельности человека и влияющие на эффективность взаимодействия в коллективе
- Закономерности протекания процесса группового творчества