Мы так устроены, что всегда хотим знать о себе больше. Нас притягивают различные типологии, и мы с удовольствием готовы воспользоваться возможностями очередной классификации.
Часто мы наблюдаем аналогичную попытку наших клиентов самостоятельно примерить на себя ту или иную логику действий, как только они знакомятся с концепцией Вертикального развития лидерства. И такие попытки происходят на основе одного лишь описания самих логик действий, например, прочитанных в статье Билла Торберта.
Однако примеряя на себя ту или иную логику действия, прочитав описание ее проявлений, легко попасть в ловушку. Даже в две.
Первая — ловушка своего типа личности. Вторая — ловушка своей перспективы.
Ловушка типа личности
В нее мы попадаем, когда начинаем «узнавать» в себе признаки либо желаемых качеств, либо дефицитарных — в зависимости от типологии личности. Например, при нарциссической акцентуации, мы, скорее всего, решим, что у нас представлены наиболее поздние логики (Стратег или даже Алхимик). А при депрессивной наоборот махнем рукой — мол, до желаемого уровня вертикального развития нам как до Луны.
Ловушка перспективы
Попадание во вторую ловушку — ловушку перспективы — зависит от нашей способности быть свидетелем того, что с нами на самом деле происходит. Перспектива показывает, что именно попадает в поле нашего зрения, что мы видим и чего не замечаем просто потому, что этого в нашей картине мира будто бы нет.
На более ранних логиках мы можем удерживать одну или две перспективы: в наше поле зрения попадают, скорее, другие люди, чем мы сами. Позднее, развиваясь, мы приобретаем способность наблюдать в том числе и за собой. Затем — и за собой, и за другим, и за тем, что происходит между нами.
А вот дальше к объектам нашего наблюдения добавляются окружающий мир, мельчайшие детали и так далее до тех пор, пока мы не получаем «доступ» к способности быть свидетелем сразу нескольких процессов и факторов. Это бесконечно расширяет наш мир и наполняет его все новым и новым содержанием — в этом и заключается основной эффект вертикального развития.
Ловушка перспективы состоит в том, что из собственной логики действия мы можем увидеть только то, что нам доступно увидеть именно сейчас, из этой логики. И при этом даже не заметить, что нас ограничивает.
Примеры
Приведем пример из консультантской практики. Клиент, по всем признакам находящийся на этапе позднего Достигателя, читает описание логик и с грустью замечает: «Я понял, что я — Дипломат! И мне это совсем не нравится…». При этом сам он, будучи Достигателем, способен увидеть свои ограничения, которых Дипломат просто бы не заметил.
Другой пример — топ-руководитель с несколькими высшими образованиями, в чьем подчинении находятся сотни человек. На входе в дебрифинг (встреча с LDP-коучем по итогам составления индивидуального профиля развития лидерства — LDP) он был уверен, что его логика действий похожа на логику Стратега. Но в ходе LDP-исследования выяснилось, что он — поздний Эксперт. Именно для логики Эксперта характерно обращать внимание на то, «каким нужно быть»…
В социуме мы живем в «двоичном коде» оценки: хорошо — плохо, правильно — неправильно. В корпоративном мире такая культура держит нас, как тиски.
Мы живем в «своей рамке» и часто не замечаем, что уже освоили новую логику действий. Мы не в состоянии разобраться, подражаем ли обладателю какой-то более поздней логики или по-настоящему владеем ею. Это богатство мы можем увидеть только в «зеркале» другого, то есть LDP-коуча.
Пытаясь самостоятельно разобраться, мы часто действуем под влиянием собственных ограничений и, таким образом, замечаем только то, что доступно нашему сегодняшнему восприятию. А это означает, что мы не видим ничего нового, никаких своих «слепых» зон.
Например, доминирующая логика Эксперта создает рамку «каким надо быть». И человек, захваченный желанием «быть как Стратег», упускает из видимости то, что он умеет уже сейчас. При этом он обесценивает все, что составляет его богатство и может стать опорой на пути к следующему уровню.
LDP-исследование
LDP-исследование направлено не на то, чтобы узнать, где вы находитесь относительно некоей планки, а на то, чем вы обладаете: каков ваш «базовый набор», ваш «размер мира» и как вы в нем проявляетесь. Если вы «присвоили» и оценили по достоинству ваши умения, навыки, компетенции, то они позволяют двигаться вперед. В качестве примера обратного вспомните ваши 2-3 образования, которые сейчас ни к чему не приспособлены. Они словно покоятся под гранитной плитой с надписью «Напрасно!».
Сколько встречается Достигателей и Индивидуалистов, которые отвергают прошлое и которым приходится вспоминать, каким капиталом в виде знаний и умений они обладают для того, чтобы качественно освоить свой уровень и двинуться дальше по вертикали. Ведь на самом деле за каждым обучением стоит опыт победы и расширения: «Это все было со мной, я это смог». С каждым таким шагом мы становимся богаче. Важно это видеть и признавать…
В качестве метафоры Модели развития лидерства (LDF) представьте себе большой дом. В некоторых комнатах вы бываете часто, в некоторые не заходите никогда. Какие-то из этих комнат вам лишь предстоит открыть для себя. Сейчас вам просто не хватает времени ими воспользоваться, ваш образ жизни таков, что вам просто не до них. И все-таки это ваш дом.
Тогда логики действия, представленные в Модели LDF, перестают быть лестницей. И дебрифинг позволит вам создать представление, что ваш дом гораздо больше, чем та часть, которой вы пользуетесь.
Над статьей работали: Светлана Кокарева, Татьяна Бараусова, Людмила Купчина, Галина Жилина — сертифицированные LDP-коучи, авторизованные дебриферы Harthill Consulting Ltd (UK).