Что происходит с менеджерами
Как-то я работал с клиенткой, у который был целый комплекс проблем: страхи перед руководством, страхи перед будущим, метания «уходить или не уходить». Мы вышли на причину страха в детстве, проработали ее, но страх остался. Я понял, что дело не в детской травме, а в текущей ситуации. Стал расспрашивать:
— Простите, а страх чего у вас? Кого боитесь?
— Босса, когда он вызывает к себе. Когда он говорит, меня аж парализует, охватывает ужас, — говорит клиентка.
— А что самое страшное может произойти? — спрашиваю я.
— Он не вникнет в мою задачу, и мне придется долго ее решать самой. А потом меня ещё и накажут, скорее всего.
— А как часто этот босс отправлял вас самостоятельно разбираться с задачей? — интересуюсь я.
— Ни разу, — быстро отвечает клиентка.
— Скажите, а сколько задач вы не смогли протолкнуть боссу за последние 5 лет?
— Ни одной. Точнее была одна, но мы всей компанией не могли втолкнуть ее боссу. То есть моей вины здесь нет.
— А почему вы боитесь, что он откажет?
— Когда я делаю доклад, он говорит: «Я не понимаю, что вы говорите!». Объясняю ему, а он снова с раздражением и наездом: «Я вообще не понимаю, что вы говорите!»
— Скажите, а он только вас не понимает?
— Нет… он ко всем так, — медленно отвечает клиентка. Выдыхает. Успокаивается.
— А есть в его поведении что-то еще странное? — продолжаю расспрашивать я.
— Он может придраться к запятой в отчете и отчитать за ошибку.
— Как вы думаете, почему человек не видит сутевых вещей, но придирается к запятым?
— Может он на самом деле не понимает, что мы говорим… — неуверенно говорит клиентка.
— Скорее всего так и есть…, — соглашаюсь я.
Что происходит с боссом
Когда человек приходит на новую должность, то у него есть свои задачи и страхи. Ему нужно овладеть авторитетом, поставить себя, чтобы менеджеры «не сели на шею». Чтобы думали, что он все знает, понимает и умеет. Хотя он вообще в этой отрасли впервые, а чтобы вникнуть в дела ему нужно 3–5 месяцев.
В первые месяцы человек находится на грани срыва: нагрузка растёт, с него начальство требует, глупые менеджеры его не понимают. А они не глупые: просто запуганные его поведением.
Как менеджеру облегчить ситуацию
Нужно действовать по плану:
- Задать фокусные вопросы коллегам. Что и как они делают, когда босс говорит «да, здорово, хорошо, понимаю, поддерживаю». А также что и как они делают, когда он говорит «не понимаю», «чтобы я этого больше не видел и вообще я этого человека видеть не хочу».
- Спросить босса: «Скажите, пожалуйста, в каком формате, в какой форме мне делать презентации, чтобы это было максимально эффективно и результативно с вашей точки зрения?».
Важно понимать, что босс нуждается в помощи и поддержке, но зачастую боится ее просить и не умеет брать. Если менеджер понимает это, то он может эту поддержку оказать — словом, советом, тишиной, стаканом воды, да чем угодно. Показать своим поведением «я вас принимаю, готов поддержать и подсказать — на меня можно рассчитывать, даже поругать меня можно, если вам это поможет, я не обижусь». Нужно входить в сотрудничество, а не в защиту.
Но люди боятся потерять должность, статус, деньги. И тем самым создают ужасный барьер на полгода-год. А ведь его можно можно преодолеть за один месяц.